Давно прошли те времена, когда г. Одинцово населяли преимущественно семьи офицеров ракетных войск. В наши дни престижный западный пригород столицы полюбился мигрантам всех мастей, включая россиян из других уголков страны. Бесследно такое внимание для города не прошло — он занимает первое место в рейтинге городов России по плотности населения и бьёт рекорды по числу автомобилей на тысячу жителей. Чем таким намазано в Одинцово, что он притягивает к себе тысячи новых жителей, навскидку сказать сложно, но можно посмотреть на факты.
Со столицей город связывают хорошие транспортные узы – через него проходят Можайское, Красногорское и Минское шоссе, есть выезд на платный участок М-1.
Железной дорогой горожане тоже не обижены, но в утренние часы, бывает, штурмуют вагоны. В черте н.п. расположены платформы «Отрадное», «Баковка», а также станция «Одинцово» Белорусского направления.
В отдалённом от центра районе Трёхгорка есть одноимённая платформа, включенная в амбициозный проект ММТУ (Многофункциональный мультимодальный транспортный узел). Движение скоростных поездов здесь планировали запустить в 2016 году, но по каким-то причинам старт отложили. Если звёзды всё же когда-нибудь сойдутся, быть Трёхгорке важным узлом, через который будут курсировать скоростные поезда от Москвы до Одинцово и обратно. А обычные электрички ходят часто: время в пути до Белорусского вокзала составляет плюс-минус 30 минут, но в метро можно попасть и раньше – если выйти на Кунцевской, Фили или Беговой.
Хорошо развита автобусная сеть, есть маршруты, следующие до метро – Вам на выбор: «Киевская», «Парк Победы», «Молодёжная», «Юго-Западная». Популярный автолайн №339 («Одинцово – Парк Победы») ходит каждые 10-15 минут с 6.40 утра до 23.45 ежедневно. Время в пути занимает от 25 минут.
Благостная транспортная картина не лишена изъянов: большая часть города расположена по обеим сторонам Можайского шоссе, а эта автотрасса страдает от заторов сильнее остальных дорожных артерий города. Привычную для Подмосковья картину с пробками дополняют локальные нюансы – многочисленные торговые центры вдоль Можайки и частые перекрывания трассы для проезда «слуг народа».
Эти факторы добавляют сложностей и неопределенностей в рутинные поездки местных автомобилистов. Есть и светлые перспективы, связанные с расширением Можайского шоссе и запуском лёгкого метро – оба проекта в процессе воплощения, сроки завершения постоянно переносятся, но веры и надежды одинцовцам не занимать.
Большинство городских районов пронумерованы чётко и без затей: №№ 1, 1а, 2, 3, 4, 5, 5а, 5б, 6, 7, 8, 9, оставшиеся четыре удостоены имён – Отрадное, Баковка, Кутузовский и Новая Трёхгорка. Многие из них граничат с промзонами, коих в городе целых четыре и лишь районы 5, 5а, 5б расположены поодаль, частично примыкая к опушке Барвихинского леса.
Микрорайоны с 1-го по 7-й, расположившись по обе стороны Можайского шоссе, примыкают к железной дороге. Инфраструктура в этой части города сформировалась давно: здесь расположен административный центр города с бонусами в виде множества спортивных и творческих «дворцов» и других развлекательных объектов.
К тому же тут очень зелено, а коммунальные службы исправно несут вахту. Остальные районы Одинцово и моложе, и более удалены от центра, жители местных новостроек (впрочем, не только они) не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ввод в эксплуатацию домов намного опережает строительство социальных и др. инфраструктурных объектов. Хуже всего дела в этом смысле обстоят в Новой Трёхгорке, да и сбои в работе ЖКХ там тоже нередки.
Отнюдь не вялотекущий процесс урбанизации жестко «уплотняет» город, норма оптимальной плотности населения здесь превышена почти в 120 раз. В детские сады дети попадают к пяти годам, за нехваткой мест в большинстве школ учатся в две смены, узкопрофильные специалисты принимают детей только в одной поликлинике.
Экологическая ситуация неоднозначна: роза ветров гонит все загрязнения в сторону юго-востока, близкие лесные массивы добавляют в атмосферу кислород, но перегруженные Можайская и Минская магистрали оставляют свой негативный отпечаток в общей картине под названием «Экология города Одинцово».
Стремительный рост новостроек превращает город в весьма спорный для комфортного проживания населенный пункт. Этот зелёный оазис находится на почтительном, но не трагическом удалении от МКАД и имеет перспективы развития, но зашкаливающая плотность застройки способна свести на нет многие городские преимущества.
Среди фаворитов у застройщиков молодые районы Одинцово — это Новая Трёхгорка, Баковка, Кутузовский, №№8, 9, случаются проекты точечных застроек и в центральных районах. В основном здесь возводят жилые комплексы эконом-, комфорт- и бизнес-класса. В их числе:
Одинцово привлекает и отталкивает. Город без лица, который запросто можно спутать с одним из новых московских районов, город, где количество приезжих давно превысило число аборигенов. Взрывное строительство, умеренные цены на квартиры в новостройках и, как следствие, приток новых горожан оборачиваются бесконечными пробками на выездах, но близость и возможности Москвы соблазняют на ежедневный подвиг тысячи одинцовцев. Большинство из них не хотят довольствоваться местным средним заработком и предпочитают отстоять в заторах или пропотеть в электричках, но заработать больше в столице. Хочется надеяться, что через какое-то время перспективы Одинцово станут явью: Можайку расширят, лёгкое метро построят, а количество новостроек и необходимых для комфортной жизни социальных объектов уравновесятся.