Официальный статус Нахабино с 2017 года – рабочий поселок в составе городского округа Красногорск. По его территории проходит Волоколамское шоссе (расстояние от МКАД – 15 км) и железнодорожная ветка Рижского направления, которая делит населенный пункт на две части: северную и южную. Местную природу с хвойно-широколиственными лесами, прудами и речкой Нахабинкой высоко оценило еще советское руководство, построив здесь первый в России и ныне знаменитый гольф-курорт международного класса Moscow Country Club с 18-луночным полем, которое проектировал американский архитектор Роберт Трент Джонсон.
Впервые здешнее село, принадлежащее семье Плещеевых, упомянуто в 1482 году. В 16 веке оно было продано Троице-Сергиевому монастырю, в начале 17-го столетия из-за войн, эпидемий и пожаров превратилось в пустошь. В 18-19 вв. ожило заново, а переселенцы успешно осваивали ремесленные производства. Двадцатый век начался с открытия железной дороги, затем было построено несколько заводов и бельгийская шелкокрутильная фабрика «Биллион».
Нахабино известно, как военный поселок, история которого ведется со строительства в 1919 военно-инженерного полигона и опытных мастерских (на месте шелкокрутильной фабрики). Позднее они были преобразованы в 15 Центральный научно-исследовательский испытательный институт и 542 завод инженерного вооружения. Рядом дислоцировалась 45 гвардейская инженерная бригада с учебным центром, площадкой и складами инженерных войск. В 1938 получен статус пос. городского типа, в 2005 образовано городское поселение Красногорского района, в 2017 – рабочий пос. в границах г.о. Красногорск.
В наше время экономику поддерживают военные предприятия и современное производство: создан технопарк, работают мебельная фабрика «Дана», два асфальтобетонных завода, кофеобжарочный комбинат, локомотивное депо и другие организации, в том числе с иностранным капиталом.
Семьи офицеров жили в поселке с двадцатых гг. прошлого столетия, когда появились первые дома – сначала двухэтажные деревянные бараки, затем трехэтажные кирпичные. В девяностых Германия выделила денежную компенсацию за вывод российских войск, часть средств направили на возведение жилого мкр-на «Новый городок». Панельные дома, построенные турецко-немецкой компанией, нахабинцы прозвали турецкими. В двухтысячных «турецкий городок» обрастал монолитными зданиями, рядом строились новые жилые комплексы: часть из них расположена в северном районе (выше железной дороги, у Волоколамского ш.), часть – в южном (со стороны Новорижского ш.), а некоторые – за пределами н.п., хотя их тоже нередко причисляют к новостройкам Нахабино.
Северный район более старый и менее населенный, представлен кварталами с панельными и кирпичными зданиями шестидесятых-семидесятых гг., а также частным сектором с коттеджами и дачами. Он соседствует с гольф-клубом, с трех сторон окружен лесом, посередине проходит Волоколамское шоссе. Здесь расположены крупные новостройки Нахабино от ведущих московских девелоперов:
На юге расположены военные предприятия, основная промышленная зона и «турецкий городок». Среди современных жилых зданий можно отметить:
Вблизи южных границ н.п. построено еще несколько малоэтажных комплексов эконом-класса, все они расположены на территории г.о. Истра:
В столицу удобно ездить на любом виде транспорта. Через поселок проходит Волоколамское шоссе: несколько минут займет путь на автомобиле до трассы, а далее – 15 км до въезда в Москву. К сожалению, участок от Красногорска до МКАД ежедневно забит пробками. Облегчить ситуацию должна реконструкция магистрали с появлением новых полос движения и эстакад на пересечении с кольцом. Можно ездить по скоростному Новорижскому шоссе, если смириться с 10-километровым участком извилистой местной дороги (расстояние до МКАД – 24 км). Позитивные изменения принесло открытие двухполосного моста-путепровода без светофоров над железнодорожной веткой около платформы, его пропускная способность превышает 12 тысяч машин в сутки.
Дорога в Москву на электричке займет 45-50 минут до Рижского вокзала и 20-25 минут до платформы Тушино. До метро «Тушинская» курсируют три автобуса и маршрутное такси. При желании можно доехать и до метро «Митино». Нахабинцы не теряют надежды на появление легкого метро, строительство которого планировалось начать в 2020-х.
Развивается инфраструктура медленно, не успевая за стремительным жилищным строительством. Работает десяток муниципальных и частных детских садов, две средние школы, гимназия и лицей, плюс образовательные учреждения внутри новых жилых комплексов. Мест не хватает, и новоселам приходится искать альтернативные варианты обучения. При наличии автомобиля и финансовых средств можно определить ребенка в частную школу, и лучшая из них – Павловская гимназия.
В 2016 введен в эксплуатацию спорткомплекс «Дельфин» с бассейном, кардиозоной и тренажерными залами, где проводятся занятия по фитболу, танцам, фитнесу, пилатесу и йоге. Творческие клубы представлены в трех культурных центрах.
Продукты можно купить в привычных сетевых супермаркетах или маленьких магазинах. Около станции работают торговые центры «Хостинг» и «Элизиум». Есть возможность за десять минут доехать на автомобиле до ТРК «Павлово Подворье» и посетить «Зеленый Перекресток», магазин органических продуктов «Углече поле», кафе «Женева» и «Сорока», торговую галерею и сервисные службы. Здесь же работает языковая школа, танцевальный клуб, фитнес-центр, изобразительная студия и гольф-клуб с детской академией. В знаменитом «Москоу Кантри Клаб» есть пятизвездочный отель, рестораны, кафе, спорткомплекс, детский центр и гольф-клуб с 18-луночным полем.
Около бывшей фабрики «Биллион» сохранился парк поместья и дачи Телепнева XIX века с двумя прудами, елями, лиственницами, кленами и липовыми аллеями – местная достопримечательность и популярное место отдыха. В 2009 территорию привели в порядок, оборудовали детскую площадку, очистили пруды.
Расположение в Западном Подмосковье, в окружении лесных массивов, в районе с низкой плотностью населения и вдали от крупных промышленных зон высоко ценилось с советских времен и обеспечивало жителям хорошие экологические условия. С двухтысячных на территории бывшего военного полигона расположились предприятия, загрязняющие воздух и относящиеся к IV классу опасности: два асфальтобетонных завода (ООО ПСК «Обрей» и ООО «Красногорский асфальтобетонный завод»), мусоросжигающий завод (ЗАО «Е Пиролиз.Ру») и кофеобжарочная фабрика (ЗАО «КУППО», обжаривает зеленый кофе в печах). В 2013 мусоросортировочная компания закрылась, но остальные организации, работая вблизи жилых кварталов, по-прежнему доставляют жителям неудобства и вызывают недомогание и головные боли от неприятных запахов и едкого дыма из печей.
С резко выросшим количеством автомобилей увеличилось содержание выхлопных газов в атмосфере, и проходящее через центральную часть н.п. Волоколамское шоссе становится еще одним источником загрязнения.
Третья экологическая проблема – вырубка лесов под будущие новостройки. Жители пытаются защитить реликтовые зоны отдыха, но лесные угодья продолжают сокращаться. Одно из последних дел – уничтожение более ста деревьев в районе ул.Панфилова.
Нахабино давно известно как место дачное и тихое: плотность населения низкая, природа живописная, экологические условия благоприятные. В поселке проживали семьи офицеров, а военное ведомство обеспечивало хорошее снабжение и финансовую стабильность. В двухтысячных здесь развернулось интенсивное жилищное строительство, и девелоперы в поисках наиболее подходящих форматов недвижимости останавливались преимущественно на мало- и среднеэтажных комплексах эконом-класса. Цены на новостройки приемлемые, особенно если сравнивать с западными городами-спутниками Москвы: в Одинцово и Красногорске они выше примерно на 30%. При этом новое жилье в г.Истра, расположенном в 2,5 раза дальше от столицы, обойдется дешевле, в среднем, только на 15%.