Станция метро «Автозаводская» появилась в Москве в 1943 году для обслуживания ЗИЛа и называлась до 1956, как и само автопредприятие, «Завод имени Сталина». Это один из немногих в Москве районов, который расположен так близко к центру (пять минут до «Павелецкой» и пятнадцать – до Кремля), но вполне доступен по ценам на недвижимость. При этом и плотность населения невысока, и архитектурный облик интересен: монументальные фасадные дома на Автозаводской улице, выполенные в стиле сталинского ампира 50-х гг. прошлого столетия, непохожие друг на друга кирпичные здания, разбросанные среди зеленых дворов и широких улиц Восточной, Лениниской слободы, Мастеркова. Саму станцию проектировал архитектор Душкин, основатель направления подземной урбанистики (он же создавал «Маяковскую» и «Площадь революции»). Сначала наземный вестибюль представлял собой отдельное здание, а в 1960-х был встроен в жилой дом. Через несколько лет открыли еще один выход (северный) из подземного перехода. В двухтысячных станция причислена к объектам культурного наследия.
Главное предприятие и источник былых достижений в р-не станции – завод им. Лихачева, который был основан в 1916 году и прекратил существование в 2014 после полной остановки серийного производства грузовиков. За прошедшее столетие завод выпустил миллионы грузовых автомобилей, десятки тысяч легковых машин и автобусов, миллионы холодильников и велосипедов, занимался ремонтом иностранных грузовиков и производил моторы. В год столетнего юбилея были уволены последние сотрудники, а все здания, кроме ТЭЦ, кузовного цеха (крупнейшего из производственных строений) и двух памятников архитектуры, решено снести. Территорию з-да площадью более 300 га разделили на девять зон, где появятся жилые комплексы, парки, бульвары и благоустроенные набережные, спортивные, офисные и торговые кластеры, арт-центры, галереи и пр. – в общей сложности 4,5 млн. квадратов недвижимости.
Реновация территории вышеназванного завода – крупнейших московский проект комплексного освоения промышленных земель, получивший название «полуостров ЗИЛ». Главные новостройки у метро «Автозаводская» появляются именно на этом участке и реализуют их застройщики, победившие на муниципальных торгах:
Главное транспортное преимущество – возможность за считанные минуты добраться в центр Москвы на метро. На автомобиле тоже не придется ехать далеко. Расстояние от станции до ТТК – двести метров, до Садового кольца – около пяти километров. Через 700 метров с выездом на Велозаводсую улицу открывается прямой путь до МКАД и далее по Каширскому шоссе до международного аэропорта Домодедово.
В 2016 вблизи выхода из подземки открыли ст. МЦК «Автозаводская». Муниципальный транспорт может доставить на соседние линии метрополитена: «Кожуховская», «Волгоградский проспект», «Тульская», «Академическая», «Профсоюзная» и др. За счет городского бюджета вблизи новых жилых комплексов были также введены МЦК «ЗиЛ» и ст. м. «Технопарк», строится крупный транспортно-пересадочный узел площадью 62 тыс. квадратов и два моста через реку.
Торговая и офисная инфраструктура великолепна. Рядом находится деловой квартал «Симоновский» (бывшая территория з-да «Динамо» имени С.М. Кирова, основанного бельгийским акционерным обществом в 1897). В его составе – офисные здания разных стилей и эпох, мебельный ц-р Roomer (более трехсот магазинов) и торговая галерея «Оранж Парк», множество ресторанов, супермаркетов, кафе, банков и фитнес-клуб с бассейном. Еще один гигант рядом – ТРЦ «Ривьера» на месте автокомбината з-да им. Лихачёва, где можно посетить десятки магазинов, фуд-корт, кинотеатр, гипермаркет «Ашан» и детские развлекательные точки типа «Кидбург», пандапарк, автогородок и пр. У выхода из вестибюлей сосредоточены разнообразные галереи, магазины стрит-ритейла, рестораны, кофейни, кафе и многое другое. Генплан обустройства бывших земель ЗИЛа предполагает создание ультрасовременной инфраструктуры в будущем, а пока работают Ледовый дворец и Центр синхронного плавания. На Восточной улице сохранился спорткомплекс им. Эдуарда Стрельцова со стадионом и бассейном, пейнтбольный клуб и большой многофункциональный культурный центр ЗИЛ площадью более 23 тыс. кв. м с концертным залом, пространствами коворкинга, книжным магазином, кафе и собственным парком размером в 3 га.
С образовательными учреждениями у местных жителей проблем не возникает с советских времен (50-е гг.): район снабжался хорошо и щедро обеспечивал семьи заводских работников всем необходимым. Рядом можно найти три школы (494, 503 и 2129), гимназию №1272, университет им. С.Ю. Витте и Московский политехнический университет.
Когда ЗИЛ работал на полную мощность, он выбрасывал в атмосферу немало ядовитых веществ, среди которых серная и синильная кислота, оксиды углерода и азота, пыль, тяжелые металлы. Опасная зона распространялась до 500 метров, а жить рядом с таким заводом считалось непрестижно и вредно для здоровья. В девяностых можно было купить квартиру на Автозаводской улице в парадном и монументальном сталинском доме с 3-метровыми потолками и необъятными подъездами по цене в два раза меньшей, чем, например, на респектабельном «Университете». В начале двухтысячных загрязнение продолжалось от действующего литейного и гальванического производства. Реновация промзоны, рассчитанная на два десятилетия, значительно улучшит экологическую обстановку и повысит привлекательность района. Производство останется, но в минимальном объеме («Гелиймаш», «Сапсан» и пр.), на скромном участке с краю и с современными очистными технологиями.
Девелоперам новых комплексов на заводской территории досталась в нагрузку еще одна проблема – необходимость рекультивации земель. На ТЭЦ-9, которая обслуживала промзону и метрополитен, в 2014 была проведена реконструкция с установкой итальянских газовых турбин Ansaldo Energia.
Метро «Автозаводская» относится к районам, у которого будущее выглядит лучше прошлого. После закрытия легендарного завода воздух стал чище, появляются новые наземные и подземные станции, дороги, мосты, благоустраивается набережная и строятся уникальные по формату и архитектуре комплексы. Найдется и оборотная сторона медали: если купить квартиру на «Автозаводской» в новом комплексе, понадобится терпение и время, чтобы дождаться окончательного результата – весь проект рассчитан лет на двадцать. Что касается цен на квартиры в новых домах, то они наглядно демонстрируют зависимость от расположения: новостройки у метро «Автозаводская» стоят на 50% дешевле, чем вблизи соседней и более центральной «Павелецкой», если сравнивать дома того же класса. Следующая в обратном направлении станция «Коломенская» обойдется на 35-40 % дешевле. В целом по Даниловскому району цены ниже на 75%, чем в Замоскворечье.