В 2004 году поселок Котельники стал городом, а в 2007 – городским округом областного подчинения. Он граничит с Москвой, занимает небольшую территорию (около 14 кв. км) и насчитывает менее 50 тыс. жителей. Три современные магистрали и новая станция метро обеспечивают превосходную транспортную доступность. На окраинах располагаются два крупных лесопарка и карьеры с пляжами. Весь округ делится на семь микрорайонов: бывшие заводские поселки Ковровый, Опытное поле и Силикат; новые Южный и Белая Дача Парк; одно старое село вместе с СНТ (Старые Котельники) и Белая дача (земли старого имения, которые после революции были отданы артели, а затем совхозу).
Жилую зону можно условно разделить на три части:
Транспортное сообщение с Москвой можно считать идеальным. Город граничит с МКАД, сюда можно въехать по любому из двух шоссе – Новорязанскому и Новоегорьевскому. Обе трассы реконструировали в 2013-2014 гг., сделаны новые эстакады и развязки с кольцевой автодорогой. В 2015 году открыли станцию метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии, что значительно облегчило путь в столицу без автомобиля. Для пригородных маршрутов рядом с метро открыт автовокзал. Осталось решить две проблемы: плохое состояние внутренних дорог (новые не строят, старые не ремонтируют) и дефицит парковок.
Торговая инфраструктура великолепна. Маленький город становится центром подмосковного шопинга:
Рынок «Садовод», расположенный на другой стороне МКАД, оказался местом работы, проживания и расселения нелегальных мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Китая, Вьетнама и других стран. Это привело к социальному недовольству среди горожан и росту преступности.
Трех школ и нескольких государственных и частных детских садов явно не хватает. Первые крупные жилые комплексы сдавались без образовательной инфраструктуры – у некоторых застройщиков средств едва хватало завершить проект и сдать дома в эксплуатацию, не говоря уже о детском саде или школе. Постепенно появляются длинные очереди и обучение в две-три смены, а родители все чаще вынуждены искать учебные заведения в Москве или Люберцах. Самое лучшее, что есть в округе для детей – современный конноспортивный клуб и школа искусств им. В.К.Андреева. Еще работает несколько спортивных центров и клубов, два бассейна, спортшкола Олимпийского резерва «Белка». Среднее специальное образование можно получить в промышленно-экономическом техникуме, высшее – в филиале государственного университета «Дубна».
Уровень развития медицины оставляет желать лучшего: нет ни одной больницы, а поликлиники переполнены и нуждаются в модернизации.
Для отдыха и прогулок можно найти красивые места: парк усадьбы 18 века дворянской семьи Аршеневских, Томилинский или Кузьминский лес.
Город не считается экологически благоприятным. Самая главная проблема – загрязнение воздуха от топливно-энергетических предприятий, автомагистралей и производителей асфальтобетона и сухих смесей.
Источник №1 – Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Завершенный в 2015 г. первый этап модернизации снизил, по данным завода, выбросы почти на 40%, а второй этап должен уменьшить цифру еще на 50%. Звучит обнадеживающе, но запах не исчезает, как и превышенное содержание в воздухе бензапирена, диоксида азота и других вредных веществ.
ТЭЦ-22 в Дзержинском выбрасывает в атмосферу оксиды азота и углерода, зóлы. Замена фильтров и установка новой системы рециркуляции проводилась в 1990-х. Более современное достижение – реконструкция системы химической водоочистки, которая закончилась в 2015 году. Воздействие снижается, но тепловая станция находится всего в километре от юго-западных границ населенного пункта, куда чаще всего и направлены ветры, особенно зимой.
Несколько предприятий, в том числе «Крисмар», «Унистром Трейдинг» и «Трак-Бетон», производят асфальт, бетон и сухие смеси, разнося асбестовую и цементную пыль по улицам города.
Расположенные совсем рядом с жилыми домами МКАД, Новорязанское, Дзержинское и Новоегорьевское шоссе – источник выхлопных газов, отравляющих воздух.
Компенсируют антропогенное воздействие и очищают воздух два больших лесных массива – Томилинский и Кузьминский парки.
Едва ли найдется в Подмосковье еще один населенный пункт у границ Москвы с подземной станцией метро, двумя большими лесопарками и чередой гипермаркетов и гигантских торговых центров с сотнями магазинов. При этом он собирал бы от крупных торговых и промышленных предприятий такое количество налогов в бюджет, что считался бы одним из немногих в области прибыльных муниципальных образований. Котельники можно было бы назвать в числе лучших и перспективных для покупки недвижимости регионов, если бы не экологическая ситуация, нехватка социальной инфраструктуры и проблема с мигрантами. Подобная неоднозначность влияет и на стоимость недвижимости: в одних городах-спутниках к юго-востоку и востоку от Москвы средняя цена за квадратный метр в новостройках выше (в Люберцах – на 6%, в Реутово – 10%), в других – ниже (в Дзержинском – на 9%, в Видном – на 5%).