Балашиха – самый большой город в Подмосковье. После присоединения Железнодорожного в 2015 году владения округа расширились до 244 кв. км, а население превысило 450 тыс. человек. Городская территория разделена на 32 микрорайона и 15 кварталов, очень непохожих друг на друга и образующих пеструю мозаику из высотных комплексов с типовым жильем, отдаленных пригородов, старых центральных улочек, заводских окраин или престижных стародачных поселков. Новым микрорайонам присваивали названия жилых комплексов, среди которых есть даже Сакраменто или Поле Чудес. В состав округа входит еще 12 деревень и сел. На гербе изображена ветка дерева, циркуль и шестеренка, что символизирует главные достижения и природные богатства: лесные массивы, развитую науку и промышленность. Это один из наиболее экономически успешных регионов Подмосковья, но не слишком комфортный для жизни в плане экологической обстановки, транспортных проблем и инфраструктуры.
«Безбожно, я не побоюсь этого слова, застроена Балашиха» – написал в Instagram губернатор Московской области Андрей Воробьев. Высокого чиновника обескуражили не только исполинские масштабы строительства, но и катастрофическая нехватка рабочих мест и инфраструктуры, а как следствие – транспортные муки. Исправить ситуацию можно было только введением моратория на новое строительство, что и было сделано в феврале 2016 года. Добро дают только тем застройщикам, которые помогают обманутым соинвесторам или расселяют ветхое и аварийное жилье. Учитывая гигантские размеры округа, можно условно разделить его на три части: «северная» вблизи Щелковского и Балашихинского шоссе, «центральная» вдоль Горьковского и «южная» у Носовихинского.
Северная часть (Щелковское и Балашихинское ш.) менее населенная, граничит с Горенским лесопарком и национальным парком Лосиный остров. Жилые комплексы расположены недалеко от МКАД, их строили крупные девелоперские холдинги:
Центральная зона (Горьковское ш.) включает исторический центр, промзоны, войсковые части, усадьбы Горенки и Пехра-Яковлевская, Кучинский и Озерный лесопарк. Девелоперы и здесь оказались результативны:
Южная часть (Носовихинское ш.) – это, прежде всего, восемь мкр-нов бывшего г. Железнодорожного с богатой коллекцией новостроек. В мкр-не Железнодорожный находится ЖК «Центр плюс» от «Комстрин», «Центр-2» от ДК «Конструктор» и малоэтажный «Приозерный» от «ГК Веста». В Ольгино построен ЖК «Чайка» от железнодорожной компании «Скопа плюс» (квартиры продает «Скопа-недвижимость»). В Новом Павлино – «Новоград Павлино» от ГК «МИЦ», в Саввино – «Столичный» от компании «Главстрой Девелопмент».. В Кучино можно найти наиболее доступные по цене квартиры в новостройках Балашихи, например, в «Леоновском парке» от АО «Мосстроймеханизация-5». Еще на юге есть Салтыковка с малоэтажными и самыми дорогими комплексами в округе и – «Салтыковка престиж» в британском стиле от компании «Бэсткон» и «Усадьба Новая Салтыковка» в духе ренессанса от компании «Хант-Холдинг».
Восточные направления и раньше были загружены, а со строительным бумом оказались в состоянии транспортного коллапса. Дело не только в том, что электрички и автобусы переполнены, а на въезде-выезде стоят километровые очереди машин. Внутренние дороги нуждаются в ремонте и реконструкции, жилые микрорайоны разбросаны, а маршрутов наземного транспорта не хватает – в итоге езда по городу становится неудобной и отнимает много времени. При этом есть все условия для развития дорожной сети и наведения порядка: через округ проходят три федеральные трассы (Щелковское, Горьковское и Носовихинское шоссе) и железнодорожная ветка Курского направления с десятью станциями, от которых за 30-40 минут можно доехать до Курского вокзала. Расстояние от ближних к МКАД районов до метро («Щелковское», «Новокосино», «Новогиреево» и др.) – всего несколько километров.
Есть и положительные сдвиги: построена эстакада на Горьковском шоссе у пересечения с Советской улицей и две развязки у Леоновского и Объездного ш. (четвертая появится на трассе у Восточного ш.). Запланировано строительство дублера Щелковского шоссе с десятью полосами и двухъярусными развязками.
В округе насчитывается около ста государственных детских садов и более пятидесяти общеобразовательных школ (в том числе два лицея и девять гимназий), ежегодно сдается еще несколько, но и этого пока не хватает для 450-тысячного населения. Специальное и высшее образование можно получить в шести ВУЗах, техникуме и трех колледжах.
Вторая неприятность – нехватка рабочих мест. Несмотря на наличие нескольких научно-исследовательских институтов и десятков промышленных предприятий, среди которых крупные авиационные и химические заводы, в городе остаются работать только порядка 9 тыс. человек, остальные ездят в Москву.
Еще одна проблема – жилищно-коммунальное хозяйство. Современных управляющих компаний мало, а старые службы не радуют хорошим сервисом, порядком в домах и чистотой улиц.
Зато с торговой сферой дело обстоит гораздо лучше: повсюду открыты магазины и торговые центры, в том числе крупные и популярные ТЦ «Вертикаль», «Галион» и «Светофор» на ш. Энтузиастов, гипермаркеты «Лента» и Metro Cash & Carry.
Для занятий спортом доступны несколько десятков спортзалов, стадионы, бассейны и фитнес-центры, любимые и хорошо посещаемые комплексы – Ледовый дворец «Арена» и теннисный спортклуб.
Для воскресных прогулок выбирают городской парк на р. Пехорка, усадьбы Горенка и Пехра-Яковлевское, Кучинский и Горенский лесопарки, заповедник Лосиный остров.
Самый неприятный и больной вопрос был решен неожиданно быстро. Полигон ТБО «Кучино» был закрыт в июне 2017 года, через несколько дней после обращения одного из местных жителей к Президенту во время прямой линии. Не пришлось ждать балашихинцам до 2019 года. Эта свалка высотой 60 метров с территорией 50 гектар на километры источала удушающие ароматы и загрязняла почву и поверхностные воды. Стало лучше, но газы из мусорной горы все еще проникают в атмосферу, вызывая у людей дискомфорт и головную боль.
Балашиху экологи относят к неблагоприятным регионам Подмосковья. Основные источники загрязнения – крупные заводы, среди которых литейно-механический, машиностроительный, опытный химический, авиационные, «Криогенмаш» и «Линде Газ Рус». Промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные стоки попадают в реки и почву – водоемы отнесены к 4-му классу по степени загрязненности, что означает «очень грязные».
Ухудшает экологическую обстановку вырубка лесов, против которой горожане активно выступают. Под жилую и коммерческую застройку уходили земли лесного фонда Первомайского лесничества, Дубовой рощи около мкр-на Дзержинского, лесопарков вдоль Горьковского шоссе. К счастью, зеленый пояс пока не истреблен и защищает населенные пункты от экологических бед.
Балашиха – город контрастов. Десятки микрорайонов раскинулись от МКАД до восточных окраин на 19 км и с севера на юг на 16 км. Они заметно отличаются друг от друга по транспортной доступности, инфраструктуре и жизненному укладу, предлагая покупателям недвижимости богатый выбор. Квадратный метр самой дешевой квартиры может стоить в 4 раза меньше, чем самой дорогой, в новостройках можно найти крохотную студию 19 кв. м («Новая Алексеевская роща») или 200-метровый пентхаус с панорамной террасой в Поле Чудес. Когда смотришь средний уровень цен, то видишь, что в соседних округах новостройки обходятся дороже: в Люберцах – на 16%, в Реутово – на 10%, в Котельниках – на 9%. Если смириться с транспортными и экологическими проблемами, избытком новостроек и нехваткой социальной инфраструктуры, то можно присмотреться к этому большому, образованному и успешному городу с длинной историей и сложившимися традициями.