В 2015 году Железнодорожный стал микрорайоном Балашихи, потеряв статус города и часть своей территории. После объединения двух субъектов образовался самый крупный и многонаселенный городской округ в Подмосковье. В состав мкр-на вошли все центральные улицы, ж/д станция, промзона на юге и участок Носовихинского шоссе на севере. К границам подступают Кучинский, Ольгинский и Пестовский лесопарки. Расстояние от МКАД до западных окраин – всего 10 километров. Остальные земли бывшего города отошли к Балашихе в качестве семи новых микрорайонов: Купавна, Кучино, Керамик, Павлино, Новое Павлино, Ольгино и Саввино.
Почти треть площади всего мкр-на занимают новостройки, расположенные по соседству: «Центр-1» (ЖК «Центральный») и «Центр-2» (ЖК «Центр-2» и «Центр Плюс»). Это масштабные проекты, которые реализованы крупными и опытными застройщиками:
Остальные семь микрорайонов стали частью Балашихи:
Первые письменные упоминания о местных деревнях датируются 14 веком. В 1862 г. было завершено строительство железной дороги из Москвы в Нижний Новгород, открыта станция Обираловка, вокруг которой образовался поселок. Мировую известность ей принес роман Льва Толстого – в Обираловке погибла Анна Каренина. В 1939, по просьбе жителей поселка, Обираловка была переименована в Железнодорожный. Его экономический рост поддерживали Кучинский кирпичный завод, «НИТИ им. П.И. Снегирева» (изначально военный з-д по изготовлению боеприпасов), Саввинская мануфактура и другие предприятия. В 1952 рабочему посёлку присвоили статус города, который в просторечии называли Желдор или Железка. В 2015 включили в состав г.о. Балашиха.
Всё преимущество от близости к Москве теряется в долгих пробках на Носовихинском шоссе. Расстояние от центральной площади до МКАД составляет всего 11 км, но на дорогу может уйти час, а то и два. Запланированная реконструкция трассы с расширением и строительством эстакад и пешеходных переходов должна существенно улучшить обстановку.
На автобусах и маршрутных такси можно добираться в столицу до метро «Выхино», «Щелковская» или «Новокосино», но надежней и быстрее – на скоростной электричке до Курского вокзала за 25 минут или на обычной за 40. Еще удобней и комфортней станет дорога после открытия между Москвой и Балашихой ветки легкого метро.
В современных границах микрорайон обеспечен неплохой инфраструктурой. Проблема с детскими садами пока остается, но она менее острая, чем в других частях округа. В среднюю школу место всегда найдется – их более 17 на территории упраздненного округа. В Ольгино находится лицей, который включен в сотню лучших школ Подмосковья. Девелоперы крупных новостроек Железнодорожного открывают детские учреждения внутри своих кварталов.
Около станции расположены крупные торговые центры «Эдельвейс» и «Юнион». Повсеместно работают супермаркеты, различные магазины и бытовые службы. В 2012 закончилась реконструкция спорткомплекса «Орион» с двумя бассейнами, спортивными и тренажерными залами, стадионом и площадками. Любимые места отдыха – Пестовский лесопарк и Центральная аллея с фонтаном, игровыми площадками и изящными длинными скамейками.
Экологическую ситуацию вряд ли можно назвать благоприятной. Датский завод Rockwool (единственный в России) производит каменную вату и выбрасывает в воздух ядовитый фенол. Его официальные представители, отвечая на вопросы жителей, заверяли, что строго соблюдают нормы экологических законов во всех 35 странах мира. И фильтры, и многоступенчатые системы очистки установлены самые новейшие, а за внедрение экологически безопасного производства компания имеет множество наград. Кучинский керамический завод, купленный польской Cersanit, и предприятия, расположенные на его территории, также загрязняют атмосферу.
Вторая крупная проблема – свалки. ТБО «Кучино» занимал 50 га, действовал в городской черте и распространял запахи на несколько километров. В июне 2017 полигон был закрыт, на два года раньше запланированных сроков, но свежим и чистым воздух пока не стал. Свалка «Саввино» появилась в километре от южных границ мкр-на, немного дальше действует Торбеевский полигон. Муниципальное руководство предлагает подойти к решению вопроса грамотно и комплексно – наладить раздельный сбор мусора, построить мусоросжигательные комбинаты с многоступенчатой очисткой воздуха, а потом закрыть и рекультивировать все свалки.
Железнодорожный можно назвать микрорайоном будущего в ракурсе ожидаемых перемен. Целыми кварталами вырастают жилые комплексы, планируется легкое метро до Москвы и расширение главной магистрали, закрываются свалки, сносится ветхое и аварийное жилье. Приезжие оценивают местность по-разному: одним не нравится воздух и долгие пробки на трассе, другим дышится легко и нравится низкая стоимость недвижимости. Если сравнить цены за кв. метр на квартиры в здешних новостройках с аналогичными по экологическим условиям населенными пунктами, то в ближних к столице Люберцах они будут на 20% выше, в Реутове – на 30%, а в Подмосковье в целом – на 10 %.