«Бауманскую» можно считать центром Москвы: следующая по Арбатско-Покровской линии – кольцевая «Курская», через одну – «Площадь Революции», где находятся Красная площадь и Кремль. Оказавшись в центральной части Басманного района Москвы, «Бауманская» является главным видом транспорта для его жителей, а также студентов и преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана, расположенного в 15 минутах ходьбы от метро.
Станция была открыта в январе 1944 году и названа в честь российского революционера Николая Баумана, хотя были и другие варианты: «Спартаковская» или «Разгуляй». В первом случае зал хотели оформить картинами бы на тему восстания Спартака в Древнем Риме и статуями гладиаторов, а второй вариант связан с названием местной площади, где в 18 веке находился кабак «Разгуляй». Станция построена очень качественно, несмотря на военное время. Коллектив авторов проекта возглавлял один из лучших архитекторов Москвы – Борис Иофан.
В 2015 она закрылась на реконструкцию, за 11 месяцев поменяли эскалаторы, добавив четвертый, поставили новые турникеты, обновили отделку вестибюля, провели реставрацию зала и павильона. Вестибюль и перронный зал признаны объектами культурного значения, а станция в целом считается памятником архитектуры.
В 17 веке в районе нынешней станции основали Немецкую слободу, где, согласно царскому указу 1652 года, следовало проживать иностранцам. В России всех приезжих, кто не говорил по-русски, называли «немыми» или «немцами», и среди жителей встречались не только подданные Германии, но также голландцы, англичане, шотландцы и другие европейцы. Здание по Бауманской ул. (д. 35/1) украшает цветное панно из мозаики с надписью «Немецкая слобода, XVI век» в честь первых иностранных поселенцев, которые переезжали сюда, спасаясь от набегов крымского хана. Между ул. Фридриха Энгельса и Ладожской находилась площадь с Немецким рынком. В слободе любил бывать Петр I, здесь он познакомился с будущим военным советником и близким другом Францем Лефортом, голландским купцом и корабельным мастером Францем Тиммерманом, голландским судостроителем Карштеном Брандтом. В 17 веке начинается расцвет: развивается промышленность (именно здесь строится первая в Москве мануфактура – производство Альберта Паульсена), р-н начинает напоминать фрагмент европейского города с красивой набережной, чистыми улицами, парками и садами. В 1799 здесь родился А.С. Пушкин. В начале 18-го столетия появляются новые фабрики (шелковая Белавина, ленточная Иванова), московская знать начинает строить дворцы. Один из них, Слободской, переходя от одного владельца другому, был отдан позднее под Воспитательное заведение, потом Императорское техническое училище и, наконец, МГТУ им. Баумана. Большинство жилых слободских строений были деревянными и сгорели от пожара 1812 года, и в 19-м веке облик и старый уклад Немецкой слободы уходит в прошлое. Улицы постепенно обрастают каменными городскими усадьбами и доходными домами, среди которых «Дом Карабанова» по проекту М.Ф. Казакова, городская усадьба Зубовых, доходные дома Рахмановых и Фролова («готический»), здания по пр-там архитекторов Шервуда и Розенкампфа и т.д. В 20-м столетии продолжается эпоха кирпичного домостроения, появляются уникальные объекты. Среди них – «Буденовский поселок» на Большой Почтовой улице (построен в 1920-х по пр-ту Михаила Мотылёва), 6-7-этажные сталинские строения 30-х и 50-х (по Спартаковской, Новорязанской, Красносельской ул.) и жилой дом работников аэрогидродинамического института (Бакунинская, д.8) 1938 г., выполненный в стиле постконструктивизма. В семидесятых-девяностых добавились точечные панельные и блочные 9-, 12-, 14- и 16-этажные дома, добротные 9-этажные кирпичные, но р-н все же сохранил архитектурный облик и уклад старой Москвы с малоэтажными Басманными переулками, остатками Немецкой слободы, дворцового Лефортово и сталинского ампира.
В двухтысячных этот уникальный исторический район привлек внимание девелоперов высокого класса, которые выводили на рынок проекты с особенной архитектурой и необычными форматами жилья: комплексы с апартаментами, здания в мануфактурном стиле с лофтами и кварталы с жильем нового поколения. Лучшие из первых современных новостроек у метро «Бауманская» создавали несколько застройщиков:
Главное удобство и преимущество расположения – близость центра: расстояние до Садового кольца – менее двух километров, набережной Яузы – менее полутора, до ТТК – около 400 метров. По Бауманской улице ходит четыре трамвая, на которых можно доехать до Курского вокзала и метро «Авиамоторная», «Красносельская», «Шоссе Энтузиастов» или «Сокольники». Автобусы отвезут до ближних ст-ций метрополитена или платформы Серп и Молот Курского направления. В двухстах метрах останавливается троллейбус, курсирующий до «Семеновской» и «Первомайской».
Очевидное достоинство района – учебная инфраструктура. В трех минутах пешком находится Институт языков, в пятнадцати – МГТУ им. Баумана. Рядом есть Историко-филологический институт МГОУ и Юридический университет им. Кутафина, общеобразовательная школа №345 им. А.С. Пушкина. Поблизости открыты торговые центры («Елоховский пассаж», «На Бауманской»), кафе, рестораны, супермаркеты (Billa, «Норман», «Магнолия»), банки, отели и два театра: эстрады и кукол. В двухстах метрах расположен Елоховский собор, где крестили А.С. Пушкина.
На экологических картах Басманный р-н, а с ним и ст. м. «Бауманская» попадают в зону неблагоприятной или даже крайне неблагоприятной эко-обстановки. Расположение к северо-востоку от центра города способствует круглогодичному притоку не слишком чистого воздуха от преобладающих западных и юго-западных ветров. Дополнительное загрязнение поступает от выхлопных газов автотранспорта со стороны центральных улиц, железнодорожных станций и депо трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Но бывшие промзоны уже не представляют опасности: вместо старых заводов и мануфактур строятся жилые и коммерческие комплексы, что положительным образом сказывается на экологической обстановке: на территории Серпа и Молота строится ЖК «Символ», на землях бывшего мыловаренного завода «Т. Ширмер и Ко» и ткацкой фабрики Михаила Карякина – «Резиденции архитекторов».
Расположение в Басманном р-не Центрального округа Москвы, на исторических улицах Немецкой слободы и среди кварталов с современной инфраструктурой и налаженной транспортной сетью определяет высокую стоимость недвижимости и интерес девелоперов. Среди новых жилых комплексов преобладают проекты бизнес- и премиум-класса с апартаментами, предложениями в стиле лофт или комфортабельными клубными домами. Квартиры в новостройках на «Бауманской» обходятся дороже, чем на многих соседних станциях. Цены на новые комплексы у «Красносельской» и «Площади Ильича» ниже примерно на 18%, «Электрозаводской» и «Сокольниках» – в среднем, на 37%. При этом вблизи соседних кольцевых станций метрополитена, расположенных ближе к центру, цены закономерно выше: у «Комсомольской» – на 13%, у «Курской» – на 26%.