«Авиамоторная» – станция Калининско-Солнцевской «желтой» линии метро, расположенная близко к центру: всего за десять минут отсюда можно доехать до «Третьяковской» или кольцевой «Таганской». У москвичей «Авиамоторная» ассоциируется с историческим районом Лефортово и заводскими кварталами промзон.
Лефортово – один из старейших р-нов Москвы, названный в честь сподвижника и военного советника Петра I швейцарца Франца Лефорта. Лефортовская слобода появилась в 17 веке. В 18 здесь строились дворцы для знатных особ: Слободской, Лефортовский, Головинский, Екатерининский (последний и единственный сохранившийся до наших дней, который занимает академия Вооруженных сил России). В 1706 по указу Петра I был основан первый российский стационарный госпиталь (ныне – военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко). Вокруг Екатерининского дворца посажен Головинский сад, переименованный позднее в Лефортовский парк, где сохранились вековые деревья, семь прудов и липовая аллея. В 19 веке построена железная дорога и Лефортовская тюрьма. Российский промышленник и французский подданный Юлий Гужон запускает в 1883 металлургический завод (в советское время – легендарный «Серп и Молот», прекративший существование в 2011). В двадцатом столетии открываются всё новые заводы и научно-производственные учреждения, и постепенно вокруг метро вырастает две крупные промзоны: № 22 «Соколиная гора» площадью около 300 гектаров и № 23 «Серп и Молот» размером 500 га.
Сама станция была открыта в декабре 1979, за день до Нового года, и получила название ближайшей улицы. Для отделки не пожалели мрамор и гранит, стены и потолок украсили художественными композициями из металла на тему авиации (в честь Центрального института авиационного моторостроения, который дал название и улице, и станции).
На месте снесенного Лефортовского рынка в 2018 появится еще одно метро «Авиамоторная» – станция кольцевой линии Третьего пересадочного контура, соединенная переходами с Калининской линией и железнодорожной платформой Новая Казанского направления.
В 20-30 годах прошлого столетия начиналась застройка района: вдоль шоссе и крупных улиц появлялись основательные кирпичные «сталинские» дома с 3-4-метровыми потолками и метровыми по толщине стенами. Один из них – под номером 20 по шоссе Энтузиастов, построенный в 1939 по проекту архитектора и изобретателя Андрея Бурова. В пятидесятых продолжилось кирпичное домостроение: «фасадные» здания на улицах и укрытые во дворах, «генеральские», «заводские» и «институтские», от 5 до 12 этажей. С шестидесятых добавлялись панельные и блочные здания, но р-н до конца девяностых оставался малонаселенным – жилые кварталы делили территорию с обширными производственными владениями. Новостройки у метро «Авиамоторная» начала двухтысячных – это, как правило, точечные панельные дома типовых серий (например, П-44Т). Позднее свободной земли под многоэтажное жилищное строительство почти не осталось, и девелоперы приступили к реновации промзон:
Старый район с разветвленной дорожной сетью и обилием наземного транспорта считается доступным и удобным. Выходы из подземных вестибюлей расположены на шоссе Энтузиастов. Трассу расширили до восьми полос на протяжении восьми километров, убрали лишние светофоры, построили девять пешеходных переходов, боковые проезды и развязки. Расстояние по прямой до ТТК – чуть более километра, до Северо-Восточной хорды – 2 км, до Садового кольца – 4 км, до МКАД – 8,3 км. Лефортовский тоннель, один из крупнейших в Европе, замкнул в начале двухтысячных Третье транспортное кольцо. На набережную Яузы можно попасть, проехав 3 км.
Общественный транспорт предлагает множество маршрутов. Электрички следуют от платформы Новая до Казанского вокзала или в пригороды. На автобусе, троллейбусе, трамвае и маршрутке можно доехать до соседних веток метро – станций «Семеновская», «Пролетарская», «Преображенская площадь», «Новогиреево», «Выхино» и др.
На пересечении Солдатской и Наличной улиц строится м. «Лефортово», еще одна станция Третьего пересадочного контура и ТПУ, связывающий воедино подземные переходы с остановками автобусов и трамваев.
Десятилетиями здешние кварталы считались тихими и камерными, но вполне обеспеченными. В пешей досягаемости есть несколько хороших школ (в том числе № 1228 с английским уклоном и частная «XXI век»), детских садов и ВУЗов. Недалеко идти до сетевых супермаркетов, спортивных и торговых центров, сервисных служб. На берегу Яузы расположен Лефортовский парк с семью прудами, аллеями, Гротом Растрелли и беседкой Петра I. Практически любой объект инфраструктуры можно найти, не выходя за пределы Лефортово. Как говорят современные жители района, «все у нас есть: и заводы, и роддом, и кладбище, и тюрьма».
Экологическая обстановка далека от идеала. В теплые месяцы в Москве преобладают северо-западные ветры, в холодные – юго-западные. Они приносят загазованный воздух, прошедший через мегаполис. Рядом находятся две большие промзоны: № 22 «Соколиная гора» (300 га) и № 23 «Серп и Молот» (500 га). Здесь работает ТЭЦ-11, а также машиностроительные, химические, асфальтобетонные и нефтяные з-ды, выбрасывая в атмосферу оксид углерода, фенол, формальдегид, диоксид азота, хлор, бензол и другие ядовитые вещества. Еще два негативных фактора – шоссе Энтузиастов с выхлопными газами и железная дорога с сопутствующими шумами и загрязнением.
Если в Москве для покупки недвижимости искать место поближе к центру, в историческом районе, с отличной транспортной сетью и невысокой плотностью населения, то квартира в новостройке на «Авиамоторной» стала бы неплохим выбором. Современные комплексы строят на территории бывших заводов, некоторые из них – по проектам европейских архитекторов, с инфраструктурой и зелеными парками, с большим разнообразием планировок. Цены на новостройки в соседних р-нах, расположенных ближе к центру столицы, значительно выше: в Басманном – примерно на 60%, Таганском – на 44 %.