Подольск – крупный город, второй в Подмосковье по численности населения после Балашихи. Он расположен на берегу реки Пахры к югу Москвы и начинается всего в 10 км от МКАД, растягиваясь на 23 км вдоль Варшавского шоссе и железной дороги. Это настоящий промышленный центр и один из самых экономически развитых регионов области. Здесь работает более пятидесяти предприятий, но разместили их удачно: не разбросали по всему городу, а собрали в одной большой промзоне на севере и северо-востоке. Учли и розу ветров – преобладающие западные и юго-западные ветры несут горожанам чистый воздух. Вокруг много зелени: несколько парков и лесные массивы, подступающие к границам почти со всех сторон. Город делится на 14 частей, еще к нему присоединили г. Климовск и пос. Львовский, а в 2015 году – весь Подольский район с 75 населенными пунктами. Образовался единый городской округ, именуемый в народе «Большой Подольск».
Округу хватило ресурсов, опыта и средств, чтобы самостоятельно заниматься жилищным строительством: большинство застройщиков – местные компании. Самые из них известные и авторитетные:
Застройку Климовска также вели местные организации: ЗАО «ТЕКС», ООО «Жилсоцстрой» и другие. Иногда присоединялись столичные девелоперы: ЖК «Эстет» реализовала в Климовске «Премьер-Девелопмент», дочерняя фирма холдинга «Премьер».
Вблизи Симферополького шоссе и леса молодой столичный девелопер KASKAD Family реализует Kaskad Park: малоэтажный загородный поселок на 15 га из таунхаусов и трехуровневых домов с квартирами. Этот поселок получил премию на международном конкурсе FIABCI Prix d’Excellence, единственный из всех новостроек Подольска. Группа KASKAD попробовала свои силы и на дорогой городской земле, построив в самом центре жилой комплекс бизнес-класса «Авеню».
Еще один столичный застройщик, ГК Монолит (застройщиком выступает ее подразделение ООО «Горки Групп») вывел на рынок недвижимости ЖК «Плещеево» в Ново-Сырово, который осваивается медленнее других из-за соседства промзоны.
А где лучше жить? Местные знатоки, как правило, сходятся во мнениях:
По мнению горожан, везде хорошо, кроме Залинейного и Ново-Сырово (больших производственных районов по правую сторону от железной дороги). В объявлениях так и пишут: «Куплю квартиру. Залинейный не предлагать». Зато цены здесь очень доступные на фоне других новостроек Подольска.
Самые недорогие квартиры продаются в наиболее удаленном от Москвы Климовске. Дачно-коттеджные окраины, большой парк, лес по границе, ж/д станция и вся минимально необходимая инфраструктура в шаговой доступности привлекают внимание покупателей к этому бывшему городку. «Что может быть лучше Подольска?», – пишут патриотичные горожане, – «Ничего. Разве что Климовск?»
Можно сказать, что первые люди поселились в здешних краях 9 тысяч лет назад – такой возраст определили археологи, найдя первобытную стоянку в Дубровицах. Первое письменное упоминание о селе Подол датируется началом 17 века, а в 18-м оно принадлежало Данилову монастырю. Статус города и название Подол-Пехра дарованы селу императрицей Екатериной II в 1781 г., тогда же он стал центром Подольского уезда Московской губернии. Главным занятием работающих горожан была добыча белого камня и бута, и с этих времен промышленность играет главную роль в местной экономике. На гербе и флаге этот факт символизируют две скрещенные кирки. Первые заводы появились в девятнадцатом столетии. В 1871 предприниматели Губонин и Пороховщиков основали цементный и кирпичный завод, который действует до сих пор как одно из крупнейших предприятий в округе. В 1900 американская компания «Зингер», выпускающая знаменитые швейные машинки, построила здесь свой первый в России завод. Второе тысячелетие город встретил как один из крупнейших в Московской области промышленных и научно-технических центров.
Автомобилисты могут ездить до Москвы по Варшавскому шоссе или Симферопольскому, одной из лучших и незагруженных магистралей Подмосковья. Рядом проходит бетонное кольцо «А-107», ведущее к Каширскому или Калужскому шоссе.
В 2009 открыт новый путепровод у платформы Кутузовская, который ликвидировал заторы на переезде. В 2016 была построена четырех-полосная дорога «Южный обход» длиной 16 км, значительно ускорившая выезд из Кузнечиков и других отдаленных кварталов округа.
Путь в Москву без автомобиля довольно быстрый и удобный: железная дорога проходит через всю территорию округа, электрички останавливаются на пяти станциях. От платформы Силикатной до станции Царицыно (вблизи одноименного метро) можно доехать всего за 25 минут.
Автобусы и маршрутные такси довозят до метро «Аннино» или «Южная». В 2001 запущен троллейбус, который ездит по четырем внутренним маршрутам.
Муниципальные власти в одном из отчетов сообщили о ликвидации проблемы очередей в детские сады (в группы от 3 до 7 лет). При наличии более 80 действующих учреждений и постоянном открытии новых выбор у родителей есть. Школ тоже много, более пятидесяти, одна из них была названа лучшей в Подмосковье (№29), а другая (лицей №26) входит в ТОП-500 лучших российских общеобразовательных заведений.
Для шопинга открыты десятки торговых комплексов, распределенных по всему округу, гипермаркеты «Ашан» и «Карусель». Везде есть продуктовые магазины «Перекресток», «Дикси», «Пятерочка» и «Квартал».
Любимое место для занятий спортом – ледовый дворец «Витязь». Гордость и отдохновение жителей – благоустроенные парки им. Талалихина и «Ёлочки», сквер Поколений.
По градации экологов округ попадает в загрязненную зону, но не самую худшую. Более полусотни предприятий, среди которых цементный, машиностроительный, химико-металлургический и другие крупные заводы, дают о себе знать. Плюс загрязнение воздуха от автомобилей, количество которых растет в округе на несколько тысяч штук ежегодно. Вторая проблема – загрязнение реки Пахры от стоков птицефабрики, аккумуляторного завода и других предприятий. В воде превышено содержание нефтепродуктов, азота, марганца и свинца. Берега зарастают илом и мусорными отходами. Вода в реке считается очень грязной, купаться в ней нельзя.
Большой промышленный анклав Подмосковья не отпугивает потенциальных покупателей недвижимости. Подольчане уверяют, что воздух у них свежий, уж лучше, чем в Москве, особенно если не дует с севера или востока. И зелени много, и архитектура разнообразная. Говорят, что со временем он становится краше, потому как в казне хватает денег, а у чиновников – желания заниматься благоустройством. Есть и спрос на новостройки, потому что до ближайшего метро можно доехать за полчаса, а цены в среднем почти в 2 раза ниже, чем в Южном Чертаново или Царицыно. По стоимости квадратного метра квартир в новостройках округ держится наравне с Балашихой и опережает соседнее Домодедово и Чехов, что демонстрирует его уверенные позиции на рынке недвижимости.