Химки – крупный подмосковный город, третий по количеству жителей после Балашихи и Подольска. Располагаясь на берегах канала и реки Клязьма, он простирается на 110 кв. км по обеим сторонам Ленинградского шоссе и железной дороги, а на юго-востоке граничит с МКАД. До 2005 года его делили на три части, а затем присоединили весь Химкинский район и добавили 7 микрорайонов (или 9 внутригородских территорий). Дачные поселения, деревни, леса, сельскохозяйственные угодья и поля тоже вошли в состав города. В 2000-х годах на старых и новых землях развернулось масштабное жилищное строительство. Рынок новостроек в Химках наполнили предложения на любой вкус и достаток: высотные и среднеэтажные монолитные комплексы, клубные элитные дома, кварталы типовых панельных домов и малоэтажные поселки с таунхаусами или коттеджами.
Девелоперы освоили почти все микрорайоны городского округа. Начиная от самых дорогих и удобных для жизни, их можно расположить в таком порядке:
В 19 веке на химкинских землях располагались маленькие села, у москвичей это было популярное дачное место. В 1851 году появилась железнодорожная станция, вырос поселок, в 1920-1930-х годах построены несколько заводов и фабрик, запущен канал Москва-Волга и открыт Северный речной порт. В 1939 году населенному пункту присвоен статут города. В 1950-х гг. он становится ракетно-космическим центром СССР, где начинают деятельность КБ «Энергомаш» (разработка двигателей межконтинентальных ракет и носителей космических аппаратов), МКБ «Факел» (зенитные ракеты) и НПО им. Лавочкина (космические аппараты и ракеты). В 1990 г. здесь создается Центр Высоких Технологий «ХимРар». В постсоветские времена регион проявил себя как успешный и самодостаточный, сохранивший интеллектуальные и промышленные ресурсы.
Коллапс на Ленинградском шоссе – удручающая транспортная проблема. Рекордные масштабы жилищного строительства, перемещение в пригороды столицы офисных центров и крупных предприятий с тысячами сотрудников, разрастание загородных дачных и коттеджных поселков да массовые поездки за покупками в мегамоллы – все это привело к нескончаемым пробкам на трассе. Немного лучше стало после открытия платной скоростной магистрали М-11 и еще одного съезда с МКАД, но задача остается нерешенной.
Самый надежный общественный транспорт – железная дорога. От центральной станции, одноименной городу, можно доехать до Ленинградского вокзала за полчаса, а на скоростной «Ласточке» – за 15 минут.
Автобусы, маршрутные такси, трамваи и троллейбусы курсируют по городу, доставляя к железнодорожным платформам. Некоторые из них следуют до метро «Речной вокзал» или «Планерная».
В городском округе работает более 50 детских садов и 30 школ, гимназий и лицеев, их число ежегодно растет. Для творческих детей открыты музыкальные студии и школы, Центральная школа искусств. Функционирует несколько государственных и частных ВУЗов, в том числе Институт культуры и «Академия гражданской защиты» при МЧС.
Торговая сеть впечатляет масштабами: вдоль шоссе расположились гипермаркеты ИКЕА, МЕГА, Ашан, Стокман, ОБИ, Леруа Мерлен, мебельный центр «Гранд». К ним добавились автомобильные салоны и техцентры «Мерседес», «Тойота», «Рено», «Субару» и другие. Сетевые магазины открываются повсеместно.
Для занятий спортом можно найти футбольные и баскетбольные клубы, фитнес-центры, гольф- и яхтклубы. Наконец, в 2008 году был открыт спорткомплекс «Арена» – самый крупный стадион в Подмосковье.
Рядом находится аэропорт «Шереметьево», для химчан это потенциальная возможность хорошего трудоустройства или просто близкий путь на курорт.
Экологическую ситуацию ухудшают три фактора: вырубка лесов, свалка и загрязнение воздуха от автотранспорта и промышленности.
Полигон бытовых отходов «Левобережный» был закрыт в 2012 году, но многолетняя мусорная свалка возвышается недалеко от жилых массивов, разнося неприятные запахи и отравляя почву и поверхностные воды.
Количество выбросов от производственных предприятий снижается, и главным источником загрязнения воздуха становится наземный автотранспорт.
Против вырубки деревьев выступали экологи во время строительства трассы М-11 и местные жители, пытаясь сохранить парк «Дубки». Обе акции закончились не в пользу протестующих.
В советские времена Химки были не только ракетно-космическим центром, но и престижным пригородом вдоль правительственной трассы из Шереметьево в Кремль. С 2000 годов здесь развернулось интенсивное жилое строительство, а покупателям квартир предоставлен отличный выбор. Несмотря на тяжелую для города транспортную проблему, он остается привлекательным, а цены на недвижимость держатся на высоком уровне. Новостройки в Химках продаются, в среднем, на 10-15 % дороже, чем в соседних городах-спутниках: Долгопрудном, Красногорске и Одинцово.