Долгопрудный – город-спутник Москвы, который вплотную подступает к МКАД. Население превышает 100 тысяч жителей, а территория занимает 30,5 кв. км. Несмотря на скромные размеры, он располагает судоходным каналом имени Москвы, рекой и Клязьминским водохранилищем, федеральной автотрассой и железной дорогой. Город вырос из маленькой железнодорожной станции, открытой в 1900 году. В 1931 здесь основали рабочий поселок и начали строить дирижабли. Комбинат просуществовал недолго, зато в 1937 г. построен судоходный канал между Москвой-рекой и Волгой. Около Хлебниково заработал судоремонтный завод, который к 2006 г. превратился в «Международный Московский Яхтенный порт». На побережье создавались яхтклубы, элитные коттеджные поселки и околоводная инфраструктура. В 2005 Долгопрудному присвоен статус городского округа.
Подъездные пути обеспечивают две главные магистрали, идущие от МКАД: Дмитровское и Лихачевское шоссе. Одно время автомобилистам для выезда на Дмитровскую трассу приходилось сначала миновать железную дорогу, застряв на переезде, а затем выстоять километровую пробку на въезде в Москву. Узкое и загруженное Лихачевское шоссе не спасало. После 2014 года ситуация значительно улучшилась. Сначала открывают новый путепровод около платформы Хлебниково, потом запускают эстакаду через железнодорожные пути у платформы Новодачная, в 2017-м завершается прокладка путепровода в районе станции Водники. Это позволяет легко и быстро выезжать на трассу из любого микрорайона. На обновленной Дмитровке сделаны широкие эстакады у МКАД, на участках до Клязьминского моста и далее. Завершенная к концу 2015 г. реконструкция Лихачевского ш. с расширением до шести полос многократно ускорила движение из столицы. Новая развязка с платной трассой М-11 открыла прямую дорогу к международному аэропорту «Шереметьево», который расположен по соседству. Северные микрорайоны Долгопрудного соединяет с аэропортом Новое шоссе.
Самый быстрый вариант добраться своим ходом из Москвы – на электричке от Савеловского вокзала или платформы Тимирязевская до любой из пяти остановок: Новодачная, Догопрудная, Водники, Хлебниково или Шереметьевская. Путь займет от 15 до 35 минут. Автобусы и маршрутные такси курсируют до метро «Алтуфьево», «Речной вокзал» и «Сходненская».
В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт (легендарный Физтех), который получил статус национального университета и, по версии лондонского журнала Times Hiher Education, вошел в сотню самых престижных ВУЗов мира. Две школы включены в ТОП-500 лучших школ России: «Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы, который создан при поддержке МФТИ, и физико-математический лицей №5. Всего на территории округа работает более 40 детских садов и государственных школ, с появлением новых жилых комплексов их число постоянно растет.
Любимое место отдыха горожан – городской парк, в 2016 г. на берегу Клязьминского водохранилища был открыт парк с первой в округе благоустроенной набережной. Хорошая инфраструктура создана для любителей катеров, яхт и водных видов спорта: яхтклубы «Аврора», «Спартак», «Дельфин», «Авангард», «Нептун» и другие, школа парусного спорта и водно-спортивная база «Дельфин».
С магазинами проблем не возникает: повсюду открываются сетевые супермаркеты, у МКАД расположен популярный ТРЦ «Рио», в центре – большой спорткомплекс «Салют».
Все необходимое для жизни есть, хотя в отзывах о новостройках Долгопрудного встречается риторический вопрос: «И почему для того чтобы купить или сделать что-то хорошее нужно все время куда-то ехать?»
Почему в уютном и зеленом городе, который расположен так близко к Москве, каналу и водохранилищу, так мало новостроек? «Плохая экология» – такой ответ чаще всего можно услышать от местных жителей. На первый взгляд, здесь много промышленных предприятий, среди которых комбинат строительных изделий (ДОКСИ), ДНПП, камнеобрабатывающий комбинат, Хлебниковский кирпичный завод, ПО «Тонкий органический синтез», асфальтобетонный завод «Бетас» и другие. Однако большого вреда окружающей среде они не наносят, вынужденно сокращая объемы производства или снижая выбросы.
Худшее из зол и сразу два повода для огорчения – свалки на въезде в Долгопрудный: полигоны ТБО «Левобережный» и «Долгопрудненский». Раньше потенциальных покупателей квартир в новостройках Долгопрудного старожилы отговаривали: «Всё у нас хорошо, но свалки!». Мучения закончились: один полигон закрыли в 2012 году, второй – в 2014. Осталось ликвидировать горы накопленного мусора, и находчивые горожане посоветовали муниципальным властям превратить их в горнолыжный курорт.
Масштабное жилищное строительство начиналось в Центральном микрорайоне (ЖК «Центральный») – самом благоустроенном и удобном по транспортной доступности. Не менее грандиозный проект реализован в Новых Водниках на берегу Клязьминского водохранилища (ЖК «Московские водники»). Это молодой и живописный микрорайон, где на вторичном рынке уже можно встретить квартиры с самыми высокими ценами за квадратный метр. Небольшие жилые комплексы и точечные объекты возводятся в мкр-нах Старый город, Хлебниково, Гнилуши. В монолитно-кирпичных домах, вписанных в зеленые кварталы старого центра, квартиры пользуются спросом, поддерживается довольно высокий уровень цен за квадратный метр. В остальных восьми микрорайонах активное строительство не ведется. Ключевые проекты реализованы несколькими девелоперами:
Долгопрудный – маленький город на «большой воде» у границ Москвы, который со временем становится лучше: мусорных свалок уже нет, заводы не чадят, дороги реконструируют и расширяют, открывают парки, магазины, детские сады и школы. И хотя девелоперы не торопятся осваивать здешние территории и новостроек не так много, как у соседей, цены на квартиры подтягиваются: средняя стоимость квадратного метра всего на 10% ниже, чем в популярных Химках, на 20% выше Лобни и на 30-40% выше Дмитрова. А если сравнить со средней ценой за квадратный метр в Подмосковье в целом, то недвижимость в новостройках Долгопрудного оказывается дороже на 15 %.