Метро «Белорусская», расположенное в Тверском районе Центрального округа Москвы, имеет две станции: кольцевую и радиальную Замоскворецкой (зеленой) линии. Радиальная была построена в 1938 году, ее выход сделан прямо в здании Белорусского вокзала. Кольцевую открыли в 1952, первоначально работал только наземный западный вестибюль на Грузинском Валу, в 1997 на Лесной улице появился подземный восточный.
Местоположение выигрышное и безупречное в отношении транспортной доступности и реноме: на исторической площади Тверской заставы, у вокзала и главной трассы России из Кремля в Санкт-Петербург (минуя аэропорт Шереметьево), на расстоянии чуть более километра от Садового или Третьего транспортного кольца.
Вестибюли и залы прежних станций отделаны мрамором (красным известняковым с окаменелостями древних моллюсков, розовым Биробиджанским, черным, светлым или белым уральским Коелга), дополнены колоннадами, арками, сводчатыми окнами, дорическими капителями. Художественное оформление кольцевой посвящено Белоруссии: лепные орнаменты, мозаичные панно, узоры на полу. Вестибюль девяностых украшают панно португальской художницы Грасы Мораиш.
Обе станции и вокзал выходят на пл. Тверской Заставы, которая заметно преобразилась после реконструкции, завершенной в 2017: появился зеленый сквер с газонами (а в будущем с кустарниками и деревьями), вернулся памятник Максиму Горькому и трамвайное кольцо, добавилось по одной полосе движения с обеих сторон путепровода, автостоянки у вокзала, пешеходные переходы и широкие гранитные тротуары.
Площадь Тверской Заставы возникла в 1742 году на окраине Москвы, обозначая въезд в столицу. После завершения в 1755 строительства главной дороги страны из Москвы в Санкт-Петербург через Тверь она стала объектом государственной важности. В 1827 здесь установили Триумфальные ворота в честь победы России в войне с Наполеоном. В 1870 открыли Белорусский вокзал (тогда он назвался Брестским), а в 1904 его перестроили по проекту Струкова, добавив два крыла и увеличив территорию. В тридцатых, в соответствии с разработанным Генпланом, убрали трамвай (запущенный в 1889) и Триумфальные ворота, в 1938 построили метро.
До настоящего времени сохранилось ценное архитектурное окружение: «Дом купца Шерупенкова» 1879 г. (в конце 19 века здесь были меблированные комнаты и начальное училище, где преподавал брат Антона Чехова, а ныне размещен деловой центр), образец сталинского ампира 1950-х гг., 9-этажный «Дом с башенками» (Ленинградский пр-т, 1), трехэтажное строение 19 века с бизнес-центром «1-я Тверская-Ямская, 29» и 11-этажный объект культурного наследия – жилое здание 1939 г. по проекту Михаила Синявского. Новое время добавило яркий штрих в исторический облик: в 2009-2012 рядом с метро девелопером Coalco в партнерстве с американской AIG/Lincoln были построены офисные центры класса «А» «Белые сады» и «Белая площадь», которые вошли в число лучших коммерческих объектов Москвы.
В двухтысячных годах новостроек у метро «Белорусская» могло бы и не быть, если бы не закрытие старых заводов, фабрик и НИИ. Застраивать освободившиеся земли в столь ценном районе могли доверить только девелоперам с безупречной репутацией:
Транспортную доступность можно было бы назвать идеальной, если бы не перегруженность центральных дорог и нехватка парковок. Выходы из вестибюлей метрополитена ориентированы на 1-ю Тверскую-Ямскую улицу, что означает прямой путь до Манежной площади вблизи Кремля (3 км), Санкт-Петербурга (700 км) или международного аэропорта Шереметьево (26 км). Всего чуть более километра нужно проехать до Садового кольца или ТТК, расстояние до Бульварного кольца – 2 км. После завершенной в 2017 реконструкции пл. Тверской заставы с увеличением количества полос и грамотным распределением потоков было ликвидировано удручающее автомобилистов «бутылочное горлышко» и многолетний коллапс на перекрестке Ленинградского проспекта и Бутырского Вала.
Общественный транспорт предлагает массу вариантов. Непосредственный выход на вокзал открывает пути в подмосковные пригороды и на окраины Москвы на электричках трех направлений, а также по стране на поездах дальнего направления, в Беларусь, Литву, Польшу, Германию и другие страны Европы. В аэропорт Шереметьево можно доехать на поезде-экспрессе за 35 минут.
Автобусы едут до станций метрополитена соседних веток: «Улица 1905 года», «Выставочная», «Савеловская», «Бутырская», «Тимирязевская», «Марьина Роща», «Рижская» и т.д. В 2017 на площадь вернули трамвайное кольцо, запустив два маршрута: №7 до «Бульвара Рокоссовского» (через Комсомольскую пл. с тремя вокзалами, спорткомплекс «Олимпийский» и «Сокольники») и №9 до «Новослободской» и «Менделеевской».
На расстоянии 10-минутной прогулки можно найти немало достойных коммерческих и социальных заведений. Для учащихся есть лицей №1574, Романовская и кадетская школы. Для маленьких детей – несколько государственных и частных садов. У Миусского сквера с 1960 г. работает Дом творчества детей и молодежи «На Миуссах», где есть десятки музыкальных, научных, литературных, художественных, технических, спортивных и цирковых кружков и студий. Продукты можно купить в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», супермаркетах «Добрынинский и партнеры», Park и AB Daily. Рядом находится два офисных комплекса «Белые сады» и «Белая площадь», где можно не только снять помещения или найти работу, но также пообедать в кафе или ресторане, зайти в паб или кофейню или просто посидеть на площади у фонтана. На нечетной стороне в начале Ленинградского проспекта расположена Пограничная академия ФСБ РФ, на четной – несколько гостиниц. В 1993 на 1-й Тверской-Ямской был открыт отель Sheraton Palace Hotel (до 1998 он работал под брендом Marco Polo). В 1915 на Бутырском Валу был воздвигнут старообрядческий храм Николы Чудотворца, признанный памятником архитектуры.
Единственная экологическая проблема, актуальная для любого района Центрального округа – загазованность от автотранспорта. Непосредственная близость Ленинградского пр-та, Бутырского и Грузинского валов, и еще железной дороги чистоте воздуха не способствуют. Положительным фактором, снижающим уровень загрязнения, можно считать закрытие заводов и старых фабрик и появление на их месте современных жилых и офисных кварталов с ландшафтными парками и благоустроенными дворами.
Одно только расположение в Центральном округе Москвы на северо-западной окраине престижного Тверского района определяет ценность и привлекательность места, с точки зрения покупки недвижимости, – новое жилье здесь стоит в 2,5 раза дороже, чем в среднем по столице. Купить квартиру в строящемся доме оказывается непросто: в основном, на первичном рынке представлены комплексы с апартаментами на бывших производственных землях. Цены на недвижимость в новостройках на «Белорусской» мало отличаются от соседей по кольцевой линии метрополитена: у «Новослободской» они примерно такие же, а на «Краснопресненской» – на 10-12 % ниже. Поднимают уровень цен в отдельных районах дорогостоящие по затратам премиальные жилые кварталы. Например, у «Динамо» они на 30% выше. Кроме того, чем ближе к центру, тем дороже обходится недвижимость: на «Маяковской» ее стоимость уже в 2 раза выше.