Станция была открыта в марте 1991 года. Она построена на глубине 10,5 метров и считается последней в Москве «сороконожкой» – так называли трехпролётную конструкцию с двумя длинными рядами колонн, по 40 штук в каждом. Колонны отделаны мрамором, пол – темным гранитом, а стены украшены художественными вставками из металла с изображениями храмов главных религий мира. Ранее здесь было село Владыкино, известное с 16 века как Вельяминово и переименованное в 17 в честь одного из его владельцев – патриарха Никона. В 1960 году оно вошло в состав Москвы, в семидесятых были снесены все деревянные дома (последние простояли вплоть до 1980). Выходы из вестибюлей по обеим сторонам железной дороги сделаны в форме ротонды. В 2016 была открыта станция МЦК, на которую из подземного метрополитена есть уличный и крытый переходы.
Этот район не относится к числу благоустроенных и удобных для жизни, да и самих жилых кварталов здесь немного. От северного выхода из метро начинается промзона №50, которая охватывает около 280 га. Первые жилые 12- и 16-этажные панельные корпуса семейных общежитий ГУВД Москвы появляются примерно в пятистах метрах, в начале Алтуфьевского шоссе, что относится к территории р-на Отрадное. Южный выход обращен к Ботаническому саду РАН (именно здесь расположен его главный вход) и окружен 5-этажными кирпичными жилыми домами 50-го мкр. Марфино, построенными в шестидесятых годах. Соседний с ним 49-й мкр. имеет оригинальное происхождение и архитектурный облик: здесь в пятидесятых построили сеть гостиниц для размещения иностранцев, приехавших на Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Улицу и проезд тоже назвали Гостиничными.
Соседство одного из крупнейших в Европе ботанических садов, обширной промышленной зоны и гостиничного квартала определили скудный выбор свободных участков под жилищное строительство. Девелоперам оставался выбор между проектами редевелопмента производственных земель или реконструкции кирпичных гостиниц под комплекс с апартаментами. Так и появились в двухтысячных первые новостройки у метро «Владыкино»:
Район удобен для передвижения на общественном транспорте: единый ТПУ позволяет легко пересесть с метро на платформу МЦК, автобус или маршрутное такси. Наземный транспорт курсирует до станций других линий метрополитена: «ВДНХ», «Проспект Мира» (кольцевая и радиальная), «Китай город», «Лубянка», «Марьина Роща», «Трубная», «Фонвизинская», «Новослободская», «Динамо» или «Маяковская». За 15 минут можно дойти до железнодорожной платформы Окружная Савеловского и Белорусского направлений, где останавливается большинство электричек до Лобни, Дмитрова, Савелово, Вербилок и откуда можно доехать до Дубны, Голицыно, Можайска и Звенигорода.
Большой плюс для автомобилистов – проходящее в 350 метрах Алтуфьевское ш., хотя участок загруженный и пробки скапливаются регулярно. Само же Алтуфьевское шоссе – одна из самых свободных трасс на севере Москвы, особенно в сторону МКАД, расстояние до которого – 8 км. После открытия Северо-Восточной хорды, которая пройдет непосредственно около выходов из метрополитена вдоль Малого кольца МЖД, откроются удобные автомобильные маршруты до Дмитровского, Ярославского, Щелковского шоссе, Рязанского проспекта и ш. Энтузиастов.
Основной и ближний объект инфраструктуры – Главный ботанический сад им. Цицина, принадлежащий Российской академии наук и занимающий территорию 331 га. Один из входов расположен в 150 метрах от метро, основной вход через парадные ворота – в 500 метрах. В 2014 московские власти провели реконструкцию ВДНХ: объединили ее с Останкинским парком и разрушили забор между выставкой и ботсадом, образовав единую прогулочную зону порядка 600 гектар. Ботанический сад оставили в ведении Российской академии наук, но отменили платный вход и обеспечили свободный доступ на его территорию. В другой стороне, в пяти минутах пешком по обеим берегам реки Лихоборка раскинулся парк «Отрада», где можно прогуляться, посидеть в беседках или посетить комплекс строений четырех мировых религий. Другая особенность местной инфраструктуры – обилие гостиниц: рядом находятся «Восход» и «Эконом отель», в шаговой доступности – сеть старых отелей, построенных ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов: «Максима Заря», «Максим Ирбис», «Алтай», «Сазанья бухта» и пр. В каждом из них есть кафе или ресторан. Кроме того, на Сигнальном проезде рядом с выходом из северного вестибюля в составе ТПУ на земельном участке 1,2 га появится новая гостиница. В ближайшем окружении можно найти торгово-развлекательные комплексы «Алтуфьевский» и «Парк Хаус» с гипермаркетом «Ашан», продуктовый магазины «Магнит» и «Гастрономия», по соседству с южной ротондой открыт торговый центр с кафе, аптекой, супермаркетом и различными магазинами. Из учебных заведений рядом есть общеобразовательная школа №1494 с кадетскими и спортивными классами и Московский банковский колледж при Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Едва ли можно назвать район чистым и зеленым. Около северного вестибюля начинаются две промзоны, в которых работают Районная тепловая станция «Отрадное», мусоросжигательный и мусоропрессовочный заводы. Между северной и южной ротондой проходит железная дорога и линия МЦК (а в ближайшее время появится еще и Северо-Восточная хорда), в трехстах метрах – Алтуфьевское шоссе, что дополнительно загрязняет воздух выхлопными газами. Большую положительную роль играет ботсад, но в ближайших кварталах явно не хватает зеленых насаждений. Заводы постепенно закрываются, производственные территории сжимаются, уступая свои земли новым жилым, торговым и офисным комплексам, но добавляется транспортная нагрузка: ТПУ, СВХ, новые дороги и автомобильные потоки.
Удобный по транспортной доступности район вблизи ботанического сада не мог не вызвать интерес у покупателей недвижимости и девелоперов. Он бы мог войти в число лучших на севере Москвы, если бы не соседство промзон, шоссе и железной дороги. Если сравнивать цены на квартиры в новостройках у м. «Владыкино» с ближними станциями метрополитена, то можно увидеть, что у «Ботанического сада» строится больше жилья и ценится оно выше (в среднем, на 10-15%), в остальных местах новостроек тоже мало и они еще более доступные по ценам (в «Отрадном» цены примерно на 20% ниже, у «Петровско-Разумовской» – на 15%) или такие же по стоимости (как, например, в «Свиблово»). В будущем планируется масштабная реновация промзоны №50 с превращением её в благоустроенные кварталы с жильем, торговыми и офисными центрами. Если это случится, то привлекательность местоположения и спрос на недвижимость заметно вырастут.