Станция была открыта 26 декабря 2009 года в районе Митино. Оба её выхода обращены к Новотушинскому проезду и расположены в ландшафтном парке «Митино» – природной территории в долине реки Барышихи размером 127 гектаров с лесом, прудом и двенадцатью сохранившимися памятниками археологии. Рядом проходят МКАД, Пятницкое и Волоколамское шоссе, давшее название метро. Сплетение важных автомагистралей на выезде из столицы определило ценное преимущество этого места – именно здесь планируется создать крупный транспортно-пересадочный узел, объединяющий метрополитен, наземный транспорт и железнодорожную платформу Трикотажная, которую передвинут со старого места.
Станция построена из монолитного железобетона на глубине 14 метров, имеет колонную трёхсводчатую конструкцию с увеличенным шагом колонн (с 6 до 9 метров) и 8-метровыми по высоте потолками. Для реализации замысла инженеры разработали специальную опалубочную систему. Проект создан в мастерской «Метрогипротранса» архитекторами А.Ю. Орловым и А.В. Некрасовым. «Волоколамскую» называют одной из самых красивых станций метрополитена. Своды опираются на колонны, похожие на стволы деревьев. Светильники скрыты в нишах, напоминающих по форме листья и лепестки цветов. Путевые стены отделаны серым мрамором с чередованием светлых и темных горизонтальных полос, колонны – гранитом и темным мрамором, пол – светло-серым гранитом. Благородные оттенки натурального камня нижних уровней оттеняет белый верх – оштукатуренные и окрашенные арочные своды и потолки.
В Москве метро обслуживает в первую очередь три микрорайона Митино – ближние №1 и №1А (треугольник между Пятницким шоссе, Новотушинским пр-дом и 1-м Митинским переулком) и №10 (между Пятницким ш. и МКАД). Пользуются им и жители столичных районов внутри кольцевой автодороги, например, Южного Тушино, и жители Красногорска, особенно мкр-на Павшинская пойма.
Ближайшие Митинские кварталы застраивались преимущественно в 1990-е годы панельными домами типовых серий (П-44, П-46, КОПЭ и др.), в начале двухтысячных появились монолитные здания. После 2010 года новостройки у метро «Волоколамская» появлялись все реже – большую часть территории занимает ландшафтный парк, а сложившиеся жилые кварталы не спешат уплотнять точечной застройкой.
Первые комплексы новой волны жилищного строительства, начатой девелоперами после выхода из кризиса 2008 года, появились на почтительном расстоянии от это станции. Некоторые из них расположены ближе к метро «Митино», другие – на территории Красногорского городского округа:
Метро находится за пределами МКАД, на расстоянии всего чуть более километра от кольцевой автодороги. Рядом проходит Новотушинский проезд, Пятницкое и Волоколамское шоссе. С точки зрения транспортной доступности, место почти идеальное: с прямым выездом на МКАД и вблизи двух крупных западных магистралей.
Не случайно сюда будет перенесена железнодорожная платформа Трикотажная и создан крупный транспортно-пересадочный узел площадью 31 га. Помимо двух новых железнодорожных платформ и пешеходного перехода через Волоколамку, планируется строительство 11-этажного гостиничного комплекса с торговыми галереями, фуд-кортом, автостоянками и подземным паркингом. Появятся новые остановки наземного транспорта, разворотные площадки, крытые переходы, перехватывающая парковка.
Рядом с выходами из метрополитена останавливаются автобусы и маршрутные такси, на которых можно доехать до железнодорожной платформы Химки, Павшинской поймы или м. «Строгино».
В ландшафтном парке можно прогуляться по аллеям среди деревьев или вдоль Пенягинского пруда, увидеть древние городища и курганы. После реконструкции добавились новые объекты: каток на главной площади, двухкилометровая велодорожка летом и лыжная трасса зимой, спортплощадки, теннисные корты, кафе, аттракционы, летняя сцена, выставочный зал и детский археологический клуб с лабораторией. На берегу пруда появится пляж, лодочный причал, пирсы для рыбаков. Планируется и озеленение с посадкой сотен деревьев и тысяч кустарников.
В пяти минутах пешком расположены гимназия №1538, школа №1743, два детских сада, несколько продуктовых магазинов (в том числе «Пятерочка»), два торговых центра («Пятница» и «Спас») и медицинская клиника. Маршрутное такси курсирует до гипермаркета «Ашан». На автобусе или маршрутке легко доехать в соседние р-ны, где представлен щедрый выбор объектов инфраструктуры: центральную часть Митино, Строгино или Тушино.
Несмотря на соседство с Москвой и двумя пригородными трассами, местные экологические условия заслуживают самой высокой оценки: расположение на северо-западе способствует притоку чистого подмосковного воздуха, а вместо промзон и каменных джунглей метро окружает живописный природный парк.
Район у «Волоколамской» красивый и перспективный район, расположенный всего в километре от МКАД и окруженный природным парком. Новостройки здесь появляются редко: уплотнять существующие кварталы муниципальные власти не спешат, а свободных участков остается всё меньше. Развитие местной территории планируется в двух направлениях: благоустройство археологического кластера с зоной отдыха и создание крупного транспортно-пересадочного узла. Вдобавок станцией пользуются жители новостроек близлежащих р-нов Москвы и Красногорска, особенно Южного Тушино или Павшинской поймы. Если сравнить цены на вторичном рынке (за неимением достаточного количества первичных предложений) около станций, расположенных на экологически благоприятном западе или юго-западе и близко к МКАД, но за ее пределами, то можно получить примерно такую картину:
В то же время в р-не Строгино, который находится совсем рядом и неизменно пользуется спросом и популярностью у москвичей, квартиры на вторичном рынке стоят, в среднем, почти в 2 раза дороже, если учесть все ценовые категории жилья.