Этот наукоград – цитадель отечественного космоса, стоит особняком среди городов Подмосковья. Здесь по сию пору разрабатывают и производят многое для ракетно-космической отрасли, хотя с советских времён обороты и поубавились. Помимо серьёзных предприятий типа РКК «Энергия» и ЦУП (Центр Управления Полётами), в наследство нынешнему Королёву достались технические вузы. Людей с высшим образованием здесь гораздо больше, чем в любом другом городе Московской области, уровнем культуры н.п. тоже повыше остальных будет. Со столицей город граничит на Северо-Востоке, и к счастью для жителей, не вплотную, а через спасительную прослойку Лосиноостровского парка. Большая часть города раскинулась между реками Клязьма и Яуза, а на юго-востоке в его территорию входит всё тот же Национальный парк.
С Москвой Королёв соединяет только одно шоссе – Ярославское, однако, даже расширенное до 5 полос в обе стороны, оно не спасает от ежедневной дани пробкам, поэтому дорога к метро на машине занимает в среднем 1,5-2 часа в одну сторону. До станции метро «ВДНХ» курсируют автолайны 392, 576, 499, 551 и 578, между рейсами которых в часы пик всего 6 минут.
Со стороны железнодорожной сети поддержка тоже есть. В городе 2 станции («Подлипки-Дачные» и «Болшево») и 2 платформы («Валентиновка» и «Фабрика 1 мая») – примерно 40 минут в пути, и Вы на Ярославском вокзале, там же можно оказаться за 25 минут, воспользовавшись скоростной электричкой «РЭКС». В 2016 году ж/д платформу «Северянин», актуального для наукограда Ярославского направления, состыковали со станцией МЦК (Московское центральное кольцо) «Ростокино», благодаря чему, теперь до радиальных веток московского метро можно добираться и через этот пересадочный пункт, а не только по-старинке, доезжая до Ярославского вокзала и пересаживаясь на кольцевую ст. метро «Комсомольская».
В перспективе Королёв может стать конечной станцией новой линии метро, но этот прогноз в стиле «Нью Васюки» отсылает нас к далёкому 2030 году, поэтому учитывать такую опцию всерьёз пока рано.
Подобно многим городам Подмосковья, г. Королёв образовался за счёт присоединения ближайших деревень. Теперь он делится на исторические районы, названные по бывшим населённым пунктам. Центральная часть включает в себя микрорайоны Подлипки, Новые Подлипки, Завокзальный, Залинейный, 45-й квартал, Костино, Самаровку. Кроме этого выделяются районы Болшево, Оболдино, Первомайский, Текстильщик, Торфпредприятие и Юбилейный. Юбилейный долгое время был самостоятельным городом, но в 2014 его включили в состав Королёва.
Престижные районы, как водится, расположены в центральной части города – это Болшево и Юбилейный, также к престижным можно отнести мкр. Комитетский лес. В этих районах и инфраструктура богаче, и экологическая обстановка благополучнее – вокруг множество парков и лесных массивов, а Ярославка газует поодаль. В городских районах Первомайский и Текстильщик исторически сложилась дачная вотчина. Район Торфпредприятие или «торфянка», как его называют местные, относится к охраняемой зоне Национального парка, поэтому заповедные красоты этого места ещё не растерзали девелоперы.
Королёв поддерживает подмосковные традиции в части нехватки мест в детских садах и школах и добавляет «эксклюзива» в виде разбитых, неухоженных дорог и периодических ляпов местных ЖКХ.
Город ещё не затянула суета повсеместной застройки: здесь, до недавних пор, строили не шеренги панелек, а точечные добротные монолиты. В последнее время в Королёве стали появляться и объекты комплексного освоения территории. Цены на квартиры в них не слишком отличаются от общей картины по новостройкам Ярославского направления. Назовем пару примечательных проектов:
Новостройки городу нужны, конечно, но в своём текущем статусе его вряд ли может ожидать строительный бум. На примере некоторых городов Московской области видно, какой толчок к массовой застройке даёт появление поблизости станции метро. Королёв в этом смысле пока аутсайдер, но так ли это плохо – большой вопрос. Пока на город не обрушилось благо в виде строительства метро и застройщики не принялись осваивать каждый свободный клочок здешней земли, этот зелёный островок подкупает размеренным ритмом жизни и сложившейся инфраструктурой, достаточной для комфортной жизни. Будем надеяться, урбанизация нескоро окажет своё влияние на эти умиротворенные края, и перспектива превращения в бетонные трущобы замкадья с извечным дефицитом инфраструктурных объектов их не коснётся.