Звенигород – один из древнейших и самых красивых городов Подмосковья, расположенный на берегу Москвы-реки, в 40 км к западу от МКАД, на перепутье нескольких направлений: Рублево-Успенского, Ильинского, Новорижского, Минского и Можайского шоссе, малой бетонки А-107 и Центральной кольцевой автодороги А-113. Главные достоинства региона – идеальная экологическая обстановка с отсутствием загрязняющих предприятий и живописная природа с холмами Клинско-Дмировской гряды, высоким берегом извилистой реки, сосновыми лесами и дубравами. По одной из версий, город основал Юрий Долгорукий в 1152 году. Первые достоверные упоминания относятся к 14-му веку и найдены в письменах Ивана Калиты. В этом же столетии был построен Саввино-Сторожевский монастырь, в начале следующего – Успенский Собор, где сохранились фрески Андрея Рублева.
В 19 веке Звенигород, названный «русской Швейцарией», обрастал дачами и имениями, притягивая знаменитых художников, поэтов и писателей (Левитана, Репина, Саврасова, Чехова и др.). К концу столетия в его окрестностях нашли минеральный источник с целебными водами, которые не уступали по качеству европейским. В советское время он превратился в курортно-санаторную зону. Рекреация и туризм остаются приоритетными направлениями развития города и в наши дни. В 2003 к нему присоединили несколько сел, деревень и поселков, еще через два года Звенигород получил статус городского округа, оставаясь его единственным населенным пунктом. Его площадь составляет 48 кв. км, а население – более 20 тыс. чел., но летом оно увеличивается до 50-60 тыс., кода приезжают дачники, туристы, гости пансионатов и москвичи, купившие квартиры для отдыха в теплый сезон.
Ведущую роль в формировании современного облика города сыграли две строительные компании, на счету которых наибольшее количество новостроек Звенигорода:
Среди других застройщиков можно отметить:
Если посмотреть новостройки Звенигорода по расположению, то можно выделить десять наиболее востребованных застройщиками микрорайонов:
Ценное транспортное преимущество – наличие альтернативных дорог. В Москву можно добираться по Рублево-Успенскому, Ильинскому, Минскому или Можайскому шоссе, преодолевая до МКАД около 40 км. Путь по Новорижскому будет длиннее (около 50 км), но быстрее – магистраль широкополосная, без светофоров. Однако пробок на въезде в столицу избежать не удастся, и на дорогу будет уходить до полутора (в часы пик – до двух) часов в один конец.
Проходящая через территорию н.п. кольцевая бетонка А-107 с новой обходной трассой А-113 обеспечивает удобный проезд в соседние районы, например, в Истру, Голицыно, Краснознаменск, Апрелевку.
Своим ходом добираться в Москву можно на электричке до Белорусского вокзала и на автобусе или маршрутном такси до метро «Строгино», «Тушинская» или «Кунцевская» (займет от 50 мин. до полутора часов). Электричка – быстрый и надежный вариант (час на экспрессе и полтора часа на обычном поезде), но станция расположена на окраине, и до нее еще нужно доехать на муниципальном транспорте.
Город богат на исторические, православные и архитектурные достопримечательности; курортные и гостинично-развлекательные предприятия, спортивные и культурные объекты, а также торговые и гастрономические заведения. Отстает социальная инфраструктура, особенно для детей, и уровень развития медицины.
В округе действует всего шесть муниципальных детских садов, одна гимназия, три общеобразовательные школы и одна православная. Школам приходится работать в две смены, классы переполнены. В городе есть Финансово-экономический колледж (филиал Университета при Правительстве РФ). Для творческих детей имеются художественная школа и музыкальная им. Танеева. Есть возможность получить хорошее среднее образование в «Первой Московской негосударственной гимназии», которая находится в 15 минутах езды на автомобиле. Гимназия является школой-партнером МГУ и центром по подготовке к Кембриджским экзаменам Cambridge ESOL Exam.
Горожане могут получить медицинскую помощь в больнице им. А.П. Чехова (кстати, писатель несколько лет проработал врачом в небольшой местной больнице). В поликлинике в 2011 проведен капитальный ремонт.
В остальных сферах достижения более заметны. Среди новых объектов:
Первостепенное внимание уделено развитию туристической инфраструктуры и сохранению ценных достопримечательностей: Саввино-Сторожевского монастыря, Успенского собора, Кремля, церкви Александра Невского, Земляных валов, Скита Преподобного Саввы, усадеб писателя Пришвина, композитора Танеева и графа Олсуфьева.
Для посещения также открыты биостанция МГУ с природным заказником площадью 700 га и астрономическая обсерватория.
Экологические условия можно назвать идеальными: расположение на западе Подмосковья с благоприятной розой ветров, полное отсутствие крупных источников загрязнения, низкая плотность населения и живописная природа с холмистыми ландшафтами, лесами, полями и речной долиной с пляжами. Улицы и дворы утопают в зелени лесных и садовых деревьев. Среди недостатков можно отметить проходящую рядом с жилыми зданиями магистраль А-107 и невысокое качество питьевой воды с превышенным содержанием железа. Вторая проблема частично решена после запуска станции обезжелезивания.
Звенигород отличается красивой природой и богатым историческим и архитектурным наследием. Муниципальные власти хотят превратить его в туристический центр и город-рекреацию. В качестве места для постоянного проживания он особенно подошел бы людям, которые ценят природу, тишину и чистый воздух, и при этом не нуждаются в поиске работы и частых поездках в Москву. Цены на новостройки в других населенных пунктах, удаленных на расстоянии около 40 км от МКАД, как правило, ниже: например, в Ногинске – на 12%, в Истре – на 7%.
Если выбирать западное направление, то Звенигород – самый доступный по ценам вариант, новые квартиры в ближнем Подмосковье стоят существенно дороже: в Голицыно – в среднем, на 50 %, Одинцово – на 46%, Красногорске – на 44%.