В Московской области насчитывается 5 городов со статусом ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование). Один из них — Краснознаменск, который ещё полтора десятилетия назад был столь засекречен, что не указывался на общедоступных картах. В наши дни координаты его известны: 55°36′00″ с. ш. 37°02′00″ в. д., но положение «закрытого» объекта по-прежнему актуально из-за размещённого здесь дублирующего центра управления полётами. Пропускная система на въезд и выезд в н.п. действует по сию пору, хотя порой представляет собой пустую формальность, которая обостряется на время инспекций высокого начальства. Официальных точек проникновения две: от Минского шоссе через КПП-1, со стороны «Киевки» — через КПП-2 (грузовое). Старожилы утверждают, что при желании любой контроль можно обойти, но точных координат тайных лазеек не сдают.
Ближним светом Краснознаменск не назовёшь: 26 км на Запад от МКАД. Но этот минус можно засчитать за плюс, если вспомнить, что вместо промзон и смога здешние дома окружают леса и ещё живая экосистема. Пути в столицу разнообразны и не требуют подвига: к услугам жителей Минская, Можайская, Киевская и Боровская трассы, плюс многочисленные электрички белорусского направления. Автобус №422 ходит каждые 10-20 минут, его конечная у м. «Парк Победы». Рейс №486 отправляется раз в час и везёт до «Юго-Западной». На электропоезде будет немного сложнее: «своей» платформы нет, до ближайших «Жаворонков» или «Голицыно» 10-15 минут на 35 или 52 маршруте, соответственно.
Однако транспортное разнообразие не гарантирует безпробочную жизнь: в плохие дни в заторе можно простоять 1,5-2 часа, но таковы реалии всех артерий, ведущих в Москву. Отметим, что на «Минке» перманентные пробки, начинающиеся в районе Одинцово, которые можно объехать по платному отрезку. Машиной ли, автобусом, электричкой ли — обычно краснознаменец тратит на дорогу до метро 35-60 минут, летом 2017 это обходилось в 102-150 рублей в один конец.
Есть и перспективы, пусть и призрачные: если к 2030 году в соседнем Одинцово введут обещанную станцию лёгкого метро, новостройки Краснознаменска станут ещё ближе.
Если не принимать в расчет унылое наследие советской архитектуры, Краснознаменск — светел, опрятен и приятно удивляет атмосферой добрососедства. Что неудивительно: 6 с небольшим километров ЗАТО населяет в основном приличная публика с хорошим образованием — семьи военнослужащих, переселённых с космодромов «Байконур» и «Плесецк». Из 40 с лишним тысяч жителей, большая часть – молодёжь, которая уверенно держит пальму первенства по рождаемости в областном масштабе. Демографический подвиг краснознаменцев как могут поддерживают местные власти и застройщики. Обустроены велосипедные дорожки и правильные игровые площадки, в пристойном состоянии поддерживаются два водоёма, один — с цивилизованной зоной купания и отдыха. Сады, школы, два бассейна, современный стадион и ДЮСШ, ТЦ с кинозалами — атрибутов развитой системы здесь хватает. Но не будем идеализировать. Аборигены утверждают, что на дорогах не достаёт асфальта, в садиках и школах — квот, в поликлиниках — грамотных врачей, во дворах — парковок, а у властей — совести. Новостройки Краснознаменска множатся: город входит в десятку Ближнего Подмосковья по плотности застройки, и людей это тревожит по вполне понятным причинам. Если строительство будет продолжаться с прежним размахом, город-сад рискует превратиться в скором времени в перенаселённый, малопривлекательный для жизни муравейник.
Костяк старого жилого фонда в городе представляют «панельки» 60-80 гг., именно тогда возводилось большинство домов. Всплеск коммерческого строительства последнего десятилетия внёс разнообразие в панельный ряд, благодаря чему появилось несколько микрорайонов новостроек из монолитно-кирпичных зданий 12-19 этажности. Большей частью это дома класса эконом и комфорт:
Как видим, выбор новостроек есть, инфраструктура подтягивается. Покупать да радоваться, если бы не извечные спутники плотных застроек: нехватка парковок и мест в саду, длительное ожидание лифтов и расхлябанность управляющих кампаний. Первая проблема решается за 3-5 тыс. рублей в месяц: столько стоит аренда гаража или муниципальной стоянки. С лифтами придётся смириться, УК заменимы, а вот на своевременный сад для ребёнка надежды мало. В среднем краснознаменцы ждут очереди в группу год-полтора.
Статус ЗАТО — предмет для неутихающих споров горожан и власти. С одной стороны, люди одобряют закрытость: это создаёт особый микроклимат с минимальным уровнем преступности. Квартиры в Краснознаменске продаются только несудимым гражданам РФ по особому разрешению администрации, что отсеивает людей из дружественных республик и не столь отдалённых мест. С другой стороны, порядок получения пропуска, трудности с организацией доставки, приездом родственников, гостей, ведением бизнеса, скромный выбор работы и нередкие пробки на КПП — малоприятные моменты, с которыми нельзя не считаться. Есть и третий момент. Особое положение позволяет администрации по своему усмотрению использовать природные ресурсы и поддерживать монополию в том же строительстве. Интересы рядовых жителей при этом мало учитываются. Последние годы ходят слухи, что статус ЗАТО с города должны вот-вот снять. Если это «вот-вот» всё же случится, можно только гадать, как изменят цены на жильё местные застройщики, как преобразится карта местности и социально-национальный состав. Поживём — увидим.