Солнечногорск – небольшой город на берегу озера Сенеж с населением около 60 тыс. человек, расположенный в 45 км от МКАД. Ленинградское шоссе М-10 и железная дорога Ленинградского направления проходят по центру населенного пункта, а перпендикулярно им – Пятницкое шоссе Р-111, протянувшись от МКАД на 60 км. В 2005 году н.п. получил статус городского поселения, в границы были включены 22 деревни и 3 поселка, а территория увеличилась более чем в 10 раз: с 21 до 238 кв. км. Холмистые ландшафты Клинско-Дмитровской гряды с хвойными и широколиственными лесами, озеро и извилистые реки образуют живописные окрестные пейзажи.
Солнечногорск вырос из небольшого торгового села со стратегически выгодным расположением: до 18-го века – на пути из Москвы в Великий Новгород, позднее – у дороги в Санкт-Петербург. Сначала село называлось Гомзино, потом переименовано в Солнечную Гору. Именно здесь соорудили вторую по величине на петербургском тракте почтовую станцию, названную императорским путевым дворцом. В 1851 случилось важное событие – построили железную дорогу и станцию Подсолнечная, вокруг которой сложился поселок. Не выдержав конкуренцию с новым видом транспорта, закрылся судоходный канал между реками Истрой и Сестрой, проложенный в начале 19-го столетия. По нему перевозили мрамор и гранит для возведения храма Христа Спасителя. Водохранилище, оно же озеро Сенеж, образовали от дамбы, которая подпитывала канал водой. Канал просуществовал 10 лет и был закрыт, а озеро осталось. После отмены крепостного права начался взлет предпринимательства и развития промышленности. В конце 19-го – начале 20-го столетий были открыты ткацкая фабрика Козьмы Прохорова (ее позднее купил барон Кнопп, ныне это механический завод СМЗ по выпуску парашютов), стекольный завод и мастерская зажиточного крестьянина Шибалова по производству проволочных сит (в наше время – завод металлических сеток им. Лепсе). В 1928 Подсолнечный и Солнечную Гору объединили в рабочий поселок Солнечногорский, который в 1938 стал городом.
Новостроек в Солнечногорске мало, а ведущие столичные девелоперы пока обходят его стороной. Горожане обсуждают на форумах, что виной тому отдаленность от Москвы, шумное и забитое Ленинградское шоссе, идущее транзитом через весь населенный пункт, и внешняя непривлекательность города для жизни (отсутствие тротуаров, неухоженность, ветхие жилые кварталы, отстающая экономика). Среди застройщиков новой волны, которые положительно оценили местные перспективы, можно выделить четверых:
Проходящая по городу магистраль Ленинградского шоссе – это очевидное транспортное преимущество при поездках в Москву, Тверь или Санкт-Петербург. Ухудшает ситуацию ее перегруженность: при запланированной пропускной способности до 40 тысяч автомобилей в сутки, реальная цифра в 4 раза больше – до 170 тысяч машин. К чемпионату мира по футболу открывается движение по скоростной трассе М-11, платный участок до 58 км был открыт уже в 2015 г. и немного разгрузил старое шоссе М-10. Расстояние до МКАД по Ленинградскому шоссе – 45 км, по Пятницкому – 60 км.
Общественным транспортом в Москву лучше добираться по железной дороге. От станции Подсолнечная до Ленинградского вокзала поезд-экспресс «Ласточка» едет всего 45 минут, а традиционная электричка – 1 час 10-25 минут. От автостанции каждые 15 минут отходит автобус №440, который следует до метро «Водный стадион».
Около двадцати муниципальных детских садов, три лицея (№1 им. Блока, №7 и №8), гимназия и три общеобразовательных школы успевают принять желающих, но проблемы очередей для маленьких (до 7 лет) и вторые смены примерно для полутора тысяч школьников пока остаются. Для дополнительного обучения открыто два дома творчества, художественная студия и школа искусств.
Торговая инфраструктура представлена сетевыми магазинами, рынками и мини-маркетами, крупные торговые центры сосредоточены в центральном районе, располагаясь по обеим сторонам Ленинградского шоссе (на городской территории оно называется Красной улицей). Самые крупные из них – ТЦ «Сенеж», «Вега», «Солнечный», «Новая волна».
Помимо традиционных фитнес-центров и спортивных комплексов, есть пейнтбольный клуб, скейт-парк и уникальная возможность позаниматься водными видами спорта на озере Сенеж: кайтсерфингом, виндсерфингом, яхтингом. На берегу расположены Дом творчества Союза художников, рыболовные базы и дома отдыха.
Наилучшее место для прогулок и семейного отдыха – городской парк им. Крупской с зеленым театром и аллеями, вдоль которых установлены авторские скульптуры. Рядом озеро с пляжами, стадион, спорткомплекс и лодочная станция.
Солнечногорск – единственный город в области с собственным озером, которое раскинулось на 5 км в длину и 3,5 км в ширину и имеет два острова, названных Малиновыми. Вода чистая и прозрачная, водятся многие рыбы: судак, щука, угорь, лещ, окунь и другие. Вокруг растут хвойно-широколиственные леса, густые, живописные и хорошо сохранившиеся. К сожалению, на этом природно-экологические достоинства заканчиваются.
Три химических завода (з-д новых полимеров «Сенеж», по переработке пластмасс «Пларус» и по производству бумажно-слоистого пластика высокого давления «Лемарк») выбрасывают в атмосферу ядовитые газы (окислы азота и серы, угарный газ, бензоперен, фенол, формальдегид и пр.). Горожане обращаются к властям, проводятся проверки, которые не выявляют нарушений законодательства, но обстановка не кажется благополучной.
Ленинградское шоссе – второй крупный источник загрязнения. Содержание вредных веществ от выхлопных газов в 3-5 раз превышает норму. Шумная и загазованная магистраль окрашивает в серый цвет близлежащие дома и деревья.
Третья проблема возникла из-за устаревших очистных сооружений (работают с 1970-х гг.) – стоки канализации с неприятным сероводородным запахом выходят на поверхность близ озера, загрязняя воздух, почвы и воду.
В 2017 образовалась и четвертая экологическая проблема: в Хметьево решено построить крупный мусоросжигательный завод мощностью 700 тысяч тонн в год, что в десятки раз превышает возможности районного полигона. Новый завод предполагают оборудовать системой многоступенчатой очистки газов, но солнечногорцев проект не обрадовал.
Несмотря на экологические проблемы, скромную инфраструктуру и невыразительный облик жилых кварталов, квартиры в новостройках Солнечногорска обходятся покупателям недешево. В населенных пунктах на аналогичном удалении от Москвы, цены на новостройки ниже: в Дмитрове и Чехове, в среднем, на 29%, Ногинске – на 26%, Звенигороде – на 23%. Высоко оценивается два главных преимущества: расположение на пути между Москвой и Санкт-Петербургом и соседство озера Сенеж. Город относят к числу перспективных: после запуска всей трассы М-11 транспортная нагрузка снизится, улицы и дворы планируют благоустраивать, а десятки ветхих домов снести и расселить. Постепенно приходят новые инвесторы, оживляя местную экономику. В частности, в 2017 с автоконцерном Daimler был подписан контракт на строительство завода Mercedes-Benz стоимостью около трехсот миллионов евро, и теперь в районе будут выпускать автомобили знаменитой немецкой марки.