В 2005 году Дмитров был назван самым благоустроенным городом России с населением менее 100 тысяч человек. Его основал князь Юрий Долгорукий в 1154 году и назвал в честь недавно родившегося сына. Город расположен в 54 км от МКАД по Дмитровскому шоссе (если считать до центра), насчитывая территорию 26 кв. км и население около 70 тысяч человек. В 2005 образовали городское население, присоединив еще 80 населенных пунктов (64 деревни, 8 сел и 8 поселков) и расширив земли в 17 раз до 443 кв. км. Новое поселение вытянулось с юга на север вдоль шоссе и железной дороги Савеловского направления на 47 км в длину.
Город очень красивый, ухоженный и самобытный. На исторической площади, располагаясь на холме Клинско-Дмитровской гряды, возвышается Кремль, окруженный древними земляными валами, рядом с ним – пятиглавый Успенский собор XVI века. Центр сделали пешеходным и брусчатым, украсили фонтанами. Вдоль Кропоткинской улицы установили оригинальные скульптуры, на Советской площади – памятник Юрию Долгорукому. Рядом с Исторической пл. находится Торговая площадь с рынком и чередой современных торговых комплексов и галерей. Уникальная особенность района – спортивная и туристическая инфраструктура: Ледовый дворец, большой спорткомплекс, бассейн «Дельфин», Центр фигурного катания и кёрлинга, стадионы. На городской территории есть горнолыжный курорт Сорочаны с горой высотой 225 м и спуском протяженностью около километра. Здесь установлены австрийские и итальянские подъемники, сезон длится до апреля. Рядом находится парк активного отдыха X-Land. В Яхроме расположен спортивный горнолыжный парк «Волен» и спортивно-развлекательный парк «Яхрома».
История сохранила городу самобытность и внешнюю привлекательность. С 12 по 20 века он переживал то расцвет, то упадок, становясь процветающим центром княжеств и уездов или опустошенным после разграблений татаро-монгольских и польских нашествий. В 19 столетии через Клин и Сергиев Посад прошла железная дорога, и водный путь по рекам Яхроме и Сестре в Москву оказался ненужным, что ослабило местную экономику и сократило население к концу столетия примерно до 4,5 тысяч жителей. В двадцатом веке начался подъем: в 1900 построили железную дорогу, открыли чугунолитейный завод, основали потребительское общество под руководством графа Олсуфьева (до революции в нем насчитывалось 180 кооперативов). В 1937 завершилось пятилетнее строительство канала Москва-Волга (ныне канал им. Москвы), на котором работало более миллиона заключенных ГУЛАГа и тысячи из них погибли от болезней и изнурительного труда. Лагерное управление канала (Дмитлаг) располагалось в Борисоглебском монастыре. В это же время основан завод фрезерных станков (на базе чугунолитейного), вокруг которого вырос поселок ДЗФС. В наши дни промышленность поддерживают также экскаваторный з-д, опытный з-д алюминиевых консервных лент (ПАО «ДОЗАКЛ»), з-д мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) и другие предприятия. В 2004 в городском поселении открыли завод Royal Canin по производству кормов для собак и кошек, в 2006 – фабрику MacCoffee по выпуску растворимых кофейных напитков.
Во второй половине двадцатого века на местных улицах среди одноэтажных и двухэтажных деревянных усадеб и финских каркасно-щитовых домиков и бараков стали появляться многоквартирные дома. К счастью, до сих пор сохранились здания прошлых столетий, среди которых купеческие усадьбы 19 в. Возничихина, Новосёлова, Титова, Клятовых и Фуфаевых, имения графа Олсуфьева, графини Милютиной и князя Вадбольского. В 60-80 гг. вокруг исторического центра образовывались жилые микрорайоны, где появлялись многоэтажные кварталы – первые новостройки Дмитрова. После спада девяностых девелоперы снова вернулись в город в двухтысячных, осваивая один микрорайон за другим:
На автомобиле путь из Москвы прямой и удобный: через 50 км от МКАД шоссе пересекает городскую черту, переходя в центральную и главную улицу – 2-ю Московскую. До 2014 трасса А-104 была одной из самых загруженных, часто занимая в рейтингах транспортного коллапса второе место после Ленинградки. Затем построили четыре эстакады (на пересечении с МКАД, Долгопрудненским шоссе, у поселка Северный и в дер. Грибки), расширили дорогу до пяти полос, и ситуация заметно улучшилась. Статистика и городские власти рапортуют об ускорении движения на 15%. Новые путепроводы у платформ Хлебниково, Новодачная и Водники избавили от вечных пробок жителей Лобни и Долгопрудного. Работы по реконструкции трассы продолжаются. Например, планируется строительство участка в объезд Деденево и Яхромы, расширение магистрали по всей длине на территории Подмосковья. Ещё по территории н.п. проходит кольцевая бетонка А-108, по которой можно доехать в Клин или Сергиев Посад, и трасса Р-112 до Талдома.
Общественным транспортом в столицу тоже добираться легко и удобно, только не очень быстро. В центральном районе находится железнодорожный и авто вокзалы. На электричке можно доехать до Савеловского вокзала примерно за 1 час 20 минут, экспресс довезет за час. Каждые 40 минут от автовокзала отходит автобус №401 до метро «Алтуфьево» и проводит в пути около 1 часа 10 минут, если нет пробок. При желании можно съездить на автобусе в Талдом, Рогачево, Сергиев Посад. Налажено автобусное и ж/д сообщение с Дубной – дополнительный плюс, если работа или учеба связана с наукоградом.
В 2005 Дмитровская гимназия была названа лучшей школой России. Работает же в городе более тридцати детских садов и десяти общеобразовательных школ, техникумы, колледжи, филиалы московских ВУЗов. Гимназия «Логос» на Исторической площади занимает здание бывшей женской прогимназии, построенной в 1876. В частном детском саду «Олимпик» есть театральный кружок, бассейн, стадион и скалодром, проходят занятия по английскому языку и математике. Выбор и уровень образовательных учреждений впечатляет. В 2011 открылся Дом творчества «Радуга». Список культурных учреждений дополняют Дворец культуры «Созвездие», уважаемый дмитровчанами и непременно посещаемый музей-заповедник «Дмитровский Кремль», дом-музей П.А Кропоткина, драматический театр «Большое гнездо» и детский театр-студия «Белоснежка».
Спортивная инфраструктура тоже заслуживает лестных отзывов. Среди лучших объектов:
В районе Торговой площади сосредоточены крупные комплексы и галереи: «Пассаж», «Пирамида», «Семенюка», «Юность», Центральный рынок.
Главные исторические достопримечательности – Кремль, белокаменный Успенский собор XVI века и Борисоглебский мужской монастырь.
В 2007 завершена реконструкция парка «Березовая роща»: центральную аллею украсили фонтаны, фонари и скамейки, появились аттракционы, прогулочные и велосипедные дорожки, летний театр.
Дмитровский район, как и Звенигород, иногда называют русской Швейцарией. Холмы с реликтовыми лесами, горнолыжные спуски, разбросанные далеко друг от друга деревни – всё это напоминает европейские ландшафты и притягивает любителей природы и чистого воздуха. Явные и опасные промышленные источники загрязнения отсутствуют, а работающие заводы, например, экскаваторный, фрезерных станов и другие, большого урона окружающей среде не наносят. Худшей экологической проблемой считали полигон ТБО вблизи Икши, растянувшийся на семь километров и охватывающий 64 гектара. Содержание нефтепродуктов, тяжелых металлов, формальдегида, сероводорода в почве, воздухе и воде многократно превышали норму. Тяжелый запах распространялся на десяток километров. В 2015 свалка была закрыта, в 2016 завершили ее рекультивацию.
Среди небольших городов Дмитров – один из самых благоустроенных не только в Подмосковье, но и в России. Рожденный в 12 веке, он сохранил историческое и культурное наследие и продолжает развиваться и благоустраиваться в наши дни. Здесь можно найти лучшие образовательные учреждения и современную инфраструктуру, особенно туристическо-спортивную. Экологические условия тоже благоприятные и транспортная доступность хороша, за исключением одного минуса – удаленности от Москвы. На работу в столицу ездить далеко, а местные зарплаты низкие. И в целом районная экономика не способствует поднятию уровня жизни. В результате цены на новостройки вполне доступные, в населенных пунктах на сходном удалении от МКАД они, как правило, такие же (например, в Чехове) или выше: в Звенигороде – на 8%, Сергиев Посаде – на 20%, Солнечногорске – на 42%.