Когда происходит значительный отрыв стоимости финансовых активов от их фундаментальных значений, принято говорить о так называемом надувании мыльного пузыря – будь то на рынке акций, облигаций или других инвестиционных активов. Но каков механизм этого надувания и как часто такие пузыри превращаются в полноценные финансовые кризисы? В данной статье мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Первым классическим пузырем принято считать биржевой крах в США в 1929 году, переросший в широкомасштабный финансово-экономический кризис, охвативший не только американскую экономику, но и страны Европы. В США кризис вошел в историю как Великая депрессия 1929–1933 годов. Итоги его разрушительны: из 25 тысяч банков 11 тысяч разорились, потеряв при этом деньги вкладчиков, безработицей было охвачено 25% рабочей силы, а там, где люди сохранили свою работу, зарплата сократилась на треть. Более 2,5 млн человек потеряли жилье, свыше 110 тысяч предприятий обанкротилось, резко упали цены на недвижимость. Сократилось производство, например, выпуск автомобилей – на 80%, выплавка стали – на 76%.
Основной причиной надутого пузыря стала неограниченная маржинальная торговля ценными бумагами, которую практиковали коммерческие банки США. Схема была проста – вкладчики банков вносили деньги на депозиты, банки покупали на них акции процветавших компаний. Американцы могли себе позволить дорогие инновационные товары – автомобили, радиоприемники, пылесосы и так далее благодаря широкому развитию потребительского кредитования. Росли прибыли компаний, стоимость их акций на бирже, а также зарплаты работников. В целом за период с 1925 по 1929 год капитализация фондового рынка увеличилась более чем в три раза.
Американская ФРС тогда проводила мягкую монетарную политику, снижая процентные ставки в целях стимулирования экономического роста. Тем временем пузырь на фондовом рынке все увеличивался – только за 1928–1929 годы индекс Доу Джонса вырос в два раза. Размеры маржинальных сделок росли, гарантийное обеспечение их составляло всего 10%. Иными словами, под 90% купленных акций можно было взять кредит и снова покупать и покупать. Фактически фондовый рынок США в то время представлял собой финансовую пирамиду, росту которой способствовала мягкая денежно-кредитная политика, обеспечивающая биржевым спекулянтам низкие процентные ставки. В конечном итоге вся эта пирамида рухнула, что повлекло за собой тяжелые социально-экономические последствия.
Именно поэтому в 1933 году в США приняли закон Гласса-Стигола, вводивший прямой запрет коммерческим банкам проводить торговые операции на рынке ценных бумаг. Это разрешалось лишь инвестиционным банкам, в полномочия которых входили также выпуск ценных бумаг для клиентов, управление своими и клиентским инвестиционными портфелями и так далее. А к докризисным значениям фондовый рынок вернулся лишь через 25 лет – к 1954 году. В истории США было еще немало пузырей на финансовых рынках, но регулятор – Федеральная резервная система – научился их сдувать, манипулируя процентными ставками и накачивая экономику деньгами, чтобы стимулировать платежеспособный спрос, как того требует теория монетаризма.
Но не все так просто.
Так, в 2001 году был надут пузырь на рынке так называемых доткомов – компаний, планировавших продавать свою продукцию и услуги через интернет или иным способом, связанным со Всемирной паутиной. Они торговались на бирже NASDAQ, и цены их оторвались от справедливых значений. А когда пришло осознание, что эти акции не могут стоить так дорого (срок окупаемости инвестиций в случае компании Yahoo достигал полутора тысяч лет), то индекс NASDAQ сократился в пять раз. Чтобы избежать кризиса, ФРС США снизила ставки до 0–0,5%, насыщая экономику дешевыми деньгами.
Однако при этом были созданы предпосылки для надувания новых пузырей. И это случилось в 2008 году, когда ипотечные банки выдавали кредиты самым рискованным заемщикам без должной оценки риска. ФРС снова снизила ставки, и снова дешевые деньги создали условия для появления в будущем новых пузырей. Следующий масштабный кризис, для борьбы с которым центральные банки снижали ставки, вызвала пандемия в 2020 году. Этот порочный круг не прекращается: дешевые деньги надувают пузыри, для борьбы с которыми приходится снова снижать ставки. И возникает вопрос: быть может, уже пришла пора не наступать на те же грабли и пересмотреть монетаристскую идеологию антикризисного регулирования?
------------------------------------------------------------------
Эту и другие новости, вы можете читать в нашем Telegram.
Источник: mperspektiva.ru
Обсуждение Почему дешевые деньги приводят к проблемам в экономике