В 2010 году пост мэра столицы занял Сергей Собянин. За прошедшие годы в Москве произошла настоящая революция практически во всех сферах городской жизни. Были открыты десятки станций метро, МЦК и МЦД, запустили свыше тысячи километров новых дорог, построили свыше 100 млн кв. метров недвижимости. За сухими цифрами – цветущий современный город, который искренне любят его жители. Мы собрали для вас топ-7 флагманских проектов команды мэра. Чтобы не быть голословными в описании достижений столицы, приведем данные международных рейтингов, в которых Москва регулярно занимает лидирующие строчки. В этом году мегаполис занял первое место в City Human Potential Ranking – рейтинге человеческого потенциала городов, обогнав Гонконг, Пекин, Куала-Лумпур и Абу-Даби. Кроме того, Москва вошла в число наиболее эффективных городов БРИКС с точки зрения воздействия городского хозяйства на климат наряду с Санкт-Петербургом, Мумбаи, Гуанчжоу, Пекином и Шанхаем. Первое место по ESG-показателям принадлежит городу и согласно рейтингу НРА. Давайте вспомним, благодаря чему столице удается держать такую высокую планку.
НОВАЯ МОСКВА
В 2012 году территория Москвы стала почти в два раза больше. Это самый масштабный проект расширения столичных границ. Население ТиНАО за это время выросло до 750 тыс. человек. Здесь ввели в строй свыше 25 млн кв. метров жилья, более 6,6 млн кв. метров нежилых помещений, 140 объектов образования, 26 – здравоохранения и 14 спортивных сооружений. На присоединенных территориях появилось более 200 тыс. рабочих мест. Большое внимание уделили развитию транспортного каркаса – построили 390 км дорог и семь станций метро. Общая протяженность магистралей ТиНАО увеличилась в полтора раза. С 2012 года инвестиции в градостроительное развитие Троицкого и Новомосковского административных округов составили
3,7 трлн рублей. А к 2035 году они вырастут до 7 трлн рублей. Инвесторы могут освоить еще 33,7 млн кв. метров для строительства жилья и 27,2 млн кв. метров для строительства нежилых помещений. Все больше инвестиций идет в технопарки, индустриальные комплексы и высокотехнологичные кластеры.
БОЛЬШАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЛИНИЯ МЕТРО
БКЛ – один из самых сложных инфраструктурных проектов в истории современной России. Работы длились 11 лет, это очень малый срок, учитывая масштабы Большого кольца. Первая проходка на БКЛ стартовала в августе 2012-го, а полностью все тоннели были пройдены уже в декабре 2021 года. Работы на каждой станции велись в среднем 2–3 года. В пиковый период на стройке одновременно работали 11,5 тыс. человек в сутки. В 2021 году на БКЛ одномоментно открыли участок длиной 20 км с 10 станциями. Это самый масштабный пуск метрополитена с 1935 года. Во время работ применяли инновационные технологии: прямое сканирование подземного пространства, управление движения щитами, детекцию воды. Протяженность ветки – 70 км, на ней расположена 31 станция, 28 из них построили с нуля, а три полностью реконструировали. БКЛ стала самой протяженной кольцевой веткой метро в мире, обогнав на 13 км кольцевую линию пекинского метро. Новая линия позволяет москвичам экономить до 45 минут в день, ведь теперь не нужно ехать в центр для пересадки.
МОСКОВСКИЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
Главный транспортный проект столицы последних лет – Московский скоростной диаметр (МСД), он появился в результате объединения Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд. Это уникальная трасса – единственная внутригородская магистраль протяженностью 68 километров. Благодаря вводу МСД сквозной проезд по городу занимает всего 40 минут. В состав магистрали вошли 141 мост, эстакада, тоннель и 220 км новых дорог. МСД проходит с севера на юг Москвы от дороги М11 «Нева» на Санкт-Петербург до М2 «Крым» с выходом на М12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Он соединяет 10 крупнейших вылетных магистралей, связывает районы Москвы и области, улучшает транспортное обслуживание аэропортов Шереметьево и Домодедово и вокзала Восточный. На МСД удобные транспортные развязки, которые обеспечивают разгрузку Садового кольца, ТТК и МКАД, а также улучшают транспортную доступность 48 районов города, где проживает более 4,5 млн москвичей. За счет ввода в строй МСД в городе снизилось количество заторов и на 20% сократилось число вредных выбросов в прилегающих районах.
МОСКОВСКИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ДИАМЕТРЫ
МЦД – это новое наземное метро, сквозные маршруты пригородных электричек, курсирующие через центр. Первые две линии открыли в ноябре 2019 года, в 2023-м заработали МЦД-3 и МЦД-4. До создания МЦД электрички шли из пригородов до столичных вокзалов, не пересекаясь между собой. Для сращивания железнодорожных маршрутов город провел беспрецедентные по своему масштабу и сложности работы. Были построены новые путепроводы и реконструированы городские вокзалы, причем сделано это было без остановки движения поездов. При проектировании станций применяли новейшие технологии. Например, с помощью беспилотников создали ортофотопланы, которые позволили оценить пешеходную доступность станций. Благодаря МЦД скорость перемещения из одного конца столицы в другой увеличилась в два раза и занимает меньше часа без пересадок. А расстояние от одной стороны МКАД до другой можно преодолеть менее чем за 40 минут. Интервал движения поездов в часы пик составляет 5–6 минут без дневных перерывов.
МОСКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «КОММУНАРКА»
Уникальный медицинский кластер расположен в ТиНАО на площади 13 гектаров. Здесь оказывают не просто качественные медицинские услуги, «Коммунарка» – это выход на принципиально новый уровень обслуживания пациентов, это город здоровья. Общая площадь центра превышает 175 тыс. «квадратов». Стационарный фонд включает в себя 1,2 тыс. коек, здесь уже работают 3,5 тыс. врачей и медперсонала. Клинический центр в Коммунарке – один из пяти якорных онкологических стационаров Москвы, также здесь работает первый в ТиНАО региональный сосудистый центр. В ММКЦ «Коммунарка» установлено самое современное медицинское оборудование в соответствии с мировыми стандартами.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА
На базе старейшего технического университета России – МГТУ им. Н.Э. Баумана – создается новый научно-исследовательский кластер. В его состав вошли 14 новых и реконструированных корпусов и зданий общей площадью порядка 170 тыс. кв. метров. Новый кампус находится рядом с историческими зданиями университета на Яузе. Слияние инноваций и истории создает синергетический эффект и позволит выйти на новый уровень образования и научных изысканий. Уже открылись Исследовательский центр, в котором будет работать инженерная школа «Системная инженерия ракетно-космической техники», и многофункциональный библиотечный корпус. Последний расположен в историческом трехэтажном здании, построенном в XIX веке по проекту архитектора Льва Кекушева. В нем раньше располагалась химическая лаборатория. Здание полностью отреставрировали и приспособили под современное использование. В 2024 году завершились работы на четырех объектах: в центральном кластере, многофункциональном технологическом и научно-образовательном комплексе «Квантум-парк», комплексе общежитий и на велопешеходном мосту через реку Яузу. Центральный кластер общей площадью около 51 тыс. кв. метров состоит из пяти зданий высотой от четырех до шести этажей. Новый кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана стал первым объектом в стране, построенным по федеральному проекту «Создание сети современных кампусов», который реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты».
РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЗВЯЗОК НА МКАД
В столице завершился проект реконструкции развязок на МКАД. Основная цель проекта – повышение пропускной способности магистрали и улучшение дорожной инфраструктуры Москвы. Всего в ходе работ обновили 22 развязки. В этом году в эксплуатацию ввели развязки на пересечениях МКАД с Волоколамским шоссе, Алтуфьевским шоссе и Липецкой улицей. Особое внимание уделялось модернизации съездов и созданию дополнительных разгонных полос, что позволило улучшить безопасность на дорогах и повысить скорость движения. Характерной особенностью старых клеверных развязок на пересечении МКАД и вылетных магистралей стало их свойство самозапираться – когда блокируется один въезд, то практически сразу же останавливаются остальные. Чтобы решить эту проблему, на месте «клеверов» строят современные направленные съезды – эстакады и тоннели, которые эффективнее справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков.
Эту работу синхронизировали с реконструкцией вылетных магистралей внутри МКАД и на территории Московской области, что позволило значительно увеличить пропускную способность и обеспечить полноценную интеграцию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья.
------------------------------------------------------------------
Эту и другие новости, вы можете читать в нашем Telegram.
Источник: mperspektiva.ru
Обсуждение Как изменилась Москва за последние 14 лет