Станция была открыта в 1978 году и названа в честь Главного ботанического сада Российской академии наук, одного из крупнейших в Европе. Он занимает территорию 331 га бывшего парка имения графа Николая Шереметева и обладает коллекцией из более чем 18 тысяч наименований растений. Главный вход расположен довольно далеко, у метро «Владыкино», хотя начинается он всего в 600 метрах. В семидесятых были планы сделать еще один вход поближе к станции, но осуществить их не удалось. В 2014 году произошло значимое событие: по решению московских властей снесли забор между ВДНХ и Ботаническим садом, к ним присоединили еще парк Останкино, образовав единую зону для прогулок и отдыха размером около 600 га. Сделаны газоны, пешеходные дорожки и павильоны. Преобразится и сама Выставка достижений народного хозяйства, которая будет разделена на семь парковых зон и станет новым культурным, выставочным и образовательным центром.
Метро расположено на пересечении улицы Вильгельма Пика и проезда Серебрякова и имеет два выхода. Ротонда южного вестибюля (последний вагон из центра) находится в Леоновском парке, на землях бывшей усадьбы статского советника, ученого и мецената Павла Демидова. В 2015 провели капитальную реконструкцию южного вестибюля: заменили эскалаторы, турникеты, коммуникации и освещение. В 2017 благоустроили парк, добавив прогулочные аллеи, беседки, цветники и объекты инфраструктуры. Выход из северного вестибюля сделан под железнодорожными путями Московского центрального кольца и соединен с подземными переходами к проезду Серебрякова и Снежной улице. В 2016 году здесь открыли станцию МЦК. Станционный зал находится на глубине 7 метров под землей, что считается мелким заложением, и имеет трехпролетную конструкцию с двумя рядами колонн, по 26 в каждом. Стены и колонны облицованы белым мрамором, пол – гранитом, а потолок – металлическими квадратными блоками со встроенными светильниками. Путевые стены тоже декорированы металлом – художественными панно на тему ботаники.
Метро соседствует с парками и прогулочными аллеями, на востоке граничит с промзоной «Северянин», и только с двух сторон из ближайшего окружения подступают жилые кварталы: на севере – р-на Свиблово, на юге – Ростокино. Дома строились, в основном, в 60-е, 70-е и 80-е годы, преобладают 9-этажные панельные и кирпичные, 4- и 5-этажные кирпичные, 12-, 14- и 16-этажные панельные и блочные. После затишья девяностых и начала двухтысячных район захватила новая волна жилищного строительства.
После 2010 года, когда экономика восстановилась после кризиса, а в Москве сменилось руководство и были обозначены новые приоритеты в жилищной сфере, новостройки начали появляться одна за другой. Это были не скромные и безликие точечные объекты, а масштабные и эффектные по размерам и архитектуре комплексы с квартирами или апартаментами на бывших производственных землях:
В двух километрах пролегают Ярославское шоссе и проспект Мира, открывая прямой путь до ТТК (7 км), Садового кольца (9,5 км) и МКАД (около 8 км). Количество пробок на Сельскохозяйственной улице должно уменьшиться после завершения реконструкции 7-километрового участка от Юловского проезда до ул. Вильгельма Пика. Прямо около выходов из метрополитена пройдет Северо-Восточная хорда с современной эстакадой, которая свяжет воедино весь дорожный узел и позволит беспрепятственно и оперативно добираться на автомобиле до северных, западных и восточных районов города.
Неплохой выбор есть и у пешеходов. В сентябре 2016 была открыта станция МЦК, расположенная у выхода из северного вестибюля. Строительством транспортно-пересадочного узла занимается группа «Пионер», концепцию разработали в японском архитектурном бюро Nikken Sekkei. ТПУ свяжет воедино наземный и подземный метрополитен, автовокзал, парковки и остановки муниципального транспорта. Автобусы курсируют до «Свиблово», «Медведково» или станций Серпуховско-Тимирязевской линии «Отрадное» и «Владыкино», а также до железнодорожной платформы «Лось» Ярославского направления. Ночной автобус Н6 отвезет до «Проспекта мира», «Сухаревской», «Китай-города» и «Лубянки». С ноября 2016 запущен автобус №533 до «ВДНХ», на котором можно проехать через всю территорию выставки.
Главное богатство района – уникальный ботсад, «Парк будущего», Леоновская Роща и Выставка достижений народного хозяйства. Жилой инфраструктуре было уделено меньше внимания, и основные детские заведения, магазины и прочие объекты расположены ближе к «Свиблово» и «ВДНХ», а также в строящихся комплексах. На ул. Вильгельма Пика около южного вестибюля появился китайский деловой центр «Парк Хуамин» с 22-этажным отелем, 12-этажным апарт-комплексом, 21-этажным бизнес-центром и 4-этажным общественным строением. Здания будут окружены китайским ландшафтным парком. В пешей доступности можно найти стадион «Искра» с катком, супермаркет «Перекресток» и крупный ТРЦ «Золотой Вавилон» с гипермаркетами Metro, Stockmann и О’кей.
Соседство зеленых насаждений наилучшим образом сказываются на чистоте воздуха и привлекательности района для жизни. Главные минусы – близость промзоны №52 «Северянин» и планируемой Северо-Восточной хорды. В промзоне работает Московский нефтемаслозавод, от которого исходит добрая половина выбросов, асфальтобетонный з-д «АРСП» и Ростокинский з-д железобетонных конструкций «ДСК-1». Расположение предприятий на востоке снижает вредное воздействие, так как преобладающие ветры дуют с западных сторон.
Резюме
Очевидно, что район, расположенный вблизи одного из крупнейших в Европе ботанических садов, по соседству с усадебными парками и на равном удалении от центра и пригорода, мог стать элитарным и дорогим, удивляя покупателей недвижимости высокими ценами на новостройки. Но этого не случилось. Напротив, в советские времена здесь разместили крупную промзону, открыв асфальтобетонные, нефтяные и другие заводы. Берег Яузы оставался неухоженным и заросшим, а среди типовых и однообразных жилых кварталов едва ли найдется архитектурно значимый объект. С приходом в двухтысячных крупных и опытных застройщиков, заинтересованных в тотальном благоустройстве и развитии местности, ситуация улучшилась. Тем не менее цены на новостройки у метро «Ботанический сад» остаются доступными и наглядно демонстрируют закономерность рынка: чем ближе к окраинам, тем дешевле. Например, около более центральной «ВДНХ» новая недвижимость стоит дороже на 38%, по мере приближения к МКАД стоимость всё ниже: вблизи «Владыкино» – на 10%, «Свиблово» – на 20%, у «Медведково» и «Отрадного» – примерно на 30-35%. И только около популярной и востребованной у покупателей «Бабушкинской» цены такие же, как и в новостройках у метро «Ботанический сад».